Нынешний диапазон деятельности этого украинского бизнесмена и политика Игоря Коломойского указывает на то, что он вполне может стать первой в стране фигурой, которой удастся объединить национальную идею — единственный "ликвидный актив" Запада Украины и крупный бизнес — одно из главных достояний ее Юго-Востока. Опасения по поводу того, каким может оказаться результат этого объединения, высказывают даже явно поддерживающие его стремления эксперты.
23 мая председатель Днепропетровской областной государственной администрации (ДнепрОГА) Игорь Коломойский инициировал создание Управляющего комитета по инвестициям и стратегическому развитию региона. В его состав вошли представители местной власти и других государственных учреждений, а также стратегически значимых предприятий области. По информации пресс-службы ДнепрОГА, эта организация будет принимать все ключевые решения в пяти приоритетных направлениях: туризм, поддержка молодежи (доступное жилье, образовательные программы, бизнес-инкубатор), передача в концессию (дороги, объекты транспортной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства) и, главное, развитие промышленности и международных связей.
Как правило, подобные шаги власть любого уровня предпринимает скорее для имитации какой-либо продуктивной деятельности, нежели для достижения тех или иных реальных результатов, а потому — чаще всего они выглядят весьма многообещающими, а на деле оказываются столь же малоэффективными. Однако в данном случае, учитывая специфику ситуации на Украине, особое положение дел в Днепропетровском регионе и беспрецедентную роль в политической жизни этой страны г-на Коломойского, предпринятый им шаг, наоборот, кажется гораздо более заурядным, чем те последствия, которые он может иметь.
Читайте также: Зачем олигархи скинулись на Майдан
Источник богатства
Напомним, что 51-летний уроженец г. Днепропетровска является главным основателем и совладельцем финансово-промышленной группы "Приват". Ее история начинается с создания в 1992 году ныне одного из крупнейших банков Украины — ЗАО КБ "ПриватБанк". В последующее время в состав группы было интегрировано более 100 предприятий на Украине, СНГ и в мире. Однако в официальное зарегистрированное объединение — холдинг или корпорацию — группа оформлена так и не была. В ходе своей более чем 20-летней бизнес-деятельности Коломойский подвизался во многих базовых сегментах экономики: горнорудном и коксохимическом производстве, металлургии, машиностроении, нефтедобыче и нефтехимии, а также — производстве минеральных удобрений. Но, в конечном счете, остановился, главным образом, на ферросплавной отрасли. За это время он нажил состояние, по данным Forbes, в размере почти 2,5 млрд. долларов и приобрел репутацию бизнесмена, выстраивающего свою стратегию с изощренностью шахматиста и при ее реализации использующего тактику беспощадного рейдера.
Очевидно, что процессы, развернувшиеся в течение последних месяцев на Украине вообще и на ее Юго-востоке (ЮВУ) в частности, с одной стороны, дали бизнесмену новые возможности, а с другой — поставили под удар ядро его бизнеса. Наличие активов в нефтяном сегменте уже позволило ему получить эксклюзивное право на внеконкурсной основе поставлять топливо для нужд Министерства обороны Украины. И, не исключено, что вскоре он сможет аналогичным образом снабжать топливом и украинский агропромышленный комплекс (АПК).
А вместе с тем, в зоне риска оказались его украинские ферросплавные предприятия. "Пока в наиболее опасном положении находится СФЗ. Ведь в случае, если боевые действия на территории Луганской области примут затяжной характер или приобретут особо острые формы, а также — если самопровозглашенная Луганская народная республика (ЛНР) выйдет из состава Украины, этот завод будет для бизнесмена потерян", — констатирует директор по развитию АК Kreston GCG Андрей Попов. При этом если в Запорожской, Одесской и, наконец, в самой Днепропетровской областях события будут развиваться по тому же сценарию, что и в Донецкой и Луганской, аналогичная участь ждет и все остальные его ферросплавные активы.
Читайте также: Коломойский ограбил еврейскую общину Крыма
Контролируемая территория
На сегодня на территории возглавляемой господином Коломойским Днепропетровской области находится свыше 400 предприятий. В их числе — множество стратегически значимых или вообще уникальных. Например, Южный машиностроительный завод им. А. М. Макарова ("Южмаш") — одно из ведущих предприятий Украины по производству ракетно-космической техники; Днепропетровский агрегатный завод, выпускающий топливную аппаратуру для авиации; завод "Констар" — производитель газотурбинной техники, предназначенной для сжатия природного газа на компрессорных станциях магистральных газопроводов СНГ; Восточный горно-обогатительный комбинат — единственное на Украине предприятие по добыче и переработке урановой руды, способное полностью обеспечить потребности АЭС страны в природном уране, "ДнепрАЗОТ", выпускающий минеральные удобрения. Наряду с этим здесь размещены многие предприятия по производству промышленного оборудования, транспортного и другого машиностроения, метизные заводы, а также активы групп "Евраз", "Интерпайп" Виктора Пинчука и "Метинвест" Рината Ахметова.
По сути, весь промышленный массив области может быть как официально, так и неофициально охвачен деятельностью созданного в конце мая Управляющего комитета по инвестициям и стратегическому развитию региона. И какие формы она примет можно судить из тех шагов, которые уже были предприняты Коломойским. Так, еще 8 мая он подписал Меморандум о сотрудничестве с генеральным директором ГП "Южмаш" Сергеем Войтом. В соответствии с ним именно ДнепрОГА будет "защищать и отстаивать интересы предприятия на всех уровнях, обеспечивать поддержку в поиске инвесторов и способствовать продвижению продукции предприятия на мировом рынке". И это значит, что, по большому счету, именно с господиномном Коломойским российским партнерам придется договариваться, например, о дальнейшем конструкторском сопровождении баллистических межконтинентальных ракет РС-20.
"Для украинского ракетостроения принципиально важно продолжение сотрудничества с Россией с целью сохранения как сложившейся еще со времен СССР научно-технической кооперации, так и рынка сбыта. Ведь только на 2014-2016 годы запланировано три запуска "Зенит-3SL" для российских заказчиков. Конечно, Меморандум о сотрудничестве заключен с целью поддержки предприятия, загрузка мощностей которого в 2013 году составляла не более 30 процентов. Однако не исключено, что при этом Коломойский намерен реализовать и собственные бизнес-интересы", — отмечает Попов. И это позволяет предположить, что и другие предприятия Днепропетровской области будут взяты им под опеку по той же схеме и с той же целью.
Читайте также: "Позиция лидеров евреев Украины труслива"
Диапазон интересов
Очевидно, что Коломойский пытается использовать свое политическое влияние не только для того, чтобы сохранить собственные активы, но и для того, чтобы максимально их приумножить. Именно этим, в частности, обусловлен его особый интерес к еще одному региону — Одесской области. Ведь именно здесь находятся три из четырех крупнейших портов страны: Ильичевский, Одесский и наиболее мощный из всех — порт "Южный". Они являются основными артериями отправки в дальнее зарубежье важнейших экспортных грузов Украины и других стран СНГ. В свое время Коломойскому удалось взять под контроль Ильичевский порт, но в 2011 году его на этом объекте потеснили донецкие бизнесмены. А потому, как полагают эксперты, по крайней мере, здесь он попытается взять реванш.
Кроме того, в области находится еще одно уникальное предприятие — Одесский припортовый завод (ОПЗ), который специализируется на выпуске минеральных удобрений, а также включает терминал по их перевалке. На нем замыкается аммиакопровод Тольятти-Одесса, по которому осуществляется отправка за рубеж товарного аммиака, произведенного как на Украине, так и в России. По сути, тот, кому удастся завладеть данным комплексом, сможет диктовать условия всем заинтересованным в его транспортном подразделении производителям минеральных удобрений. Если же учесть, что производство минеральных удобрений является одним из профильных бизнесов Коломойского, а также — что в сентябре 2009 года он уже пытался приватизировать ОПЗ, то сейчас вероятность перехода под его контроль этого предприятия оказывается высокой как никогда. Что, кроме прочего, обеспечит ему весьма выигрышную позицию для торга с российскими компаниями по всем интересующим его вопросам.
Еще один объект, который также может интересовать Коломойского в Одессе — Одесский нефтеперерабатывающий завод, ныне находящийся в залоге у банка ВТБ. "В настоящее время предприятие фактически остановлено. В случае, если бы предприятие через суд было выведено из-под залога и национализировано, при последующей приватизации его владельцем наверняка стала бы группа "Приват". Но в сложившихся обстоятельствах возможно и достижение ею прямой договоренности с ВТБ о его эксплуатации", — полагает Попов.
Наряду с этим, многие эксперты считают вполне вероятным, что группа приложит все усилия для того, чтобы завладеть привлекательными активами, пока находящимися в руках других украинских бизнесменов. Прежде всего, речь идет о находящихся в Днепропетровской области железорудных активах группы "Метинвест", которая ежегодно только на поставках руды в ЕС зарабатывает примерно 1,5 млрд. долларов. Контроль над этими активами не только на порядок увеличил бы доходы г-на Коломойского, но и полностью выбил бы почву из-под ног у многочисленных металлургических предприятий Донецкой и Луганской областей, ныне принадлежащих бизнесменам Ринату Ахметову и Сергею Таруте.
"В целом, конвертация политического влияния группы "Приват" в ее дальнейшее экономическое развитие весьма вероятна", — подытоживает Попов. При этом вполне очевидно, что верно и обратное: чем шире развернется экономическая экспансия группы, тем большим окажется политическое влияние ее владельца.
Читайте также: Одесских карателей ждут награды и премии
Специфические средства
До сих пор не было обнародовано никаких доказательств того, что Коломойский был и остается одним из главных спонсоров Майдана, однако и в СМИ, и в экспертном сообществе об этом говорят как об общеизвестном факте. Также нет и формальных подтверждений того, что именно он участвовал в создании и финансировании ныне политической партии "Правый сектор" (ПС), органично сочетающей милитаристскую организацию, националистическую идеологию и христианскую доктрину. Однако принадлежащий бизнесмену телеканал "1+1" является одним из главных СМИ, который первым сообщает новости о ее деятельности. Пока она осуществляется в двух направлениях: ПС тесно сотрудничает с силовыми структурами государства в так называемой антитеррористической операции (АТО) в Донецкой и Луганской областях, а также является боевым отрядом многих массовых акций в других регионах страны и, наряду с этим, создает базу для взаимодействия со всеми профсоюзными организациями Украины.
2 марта Коломойский стал председателем ДнепрОГА, и вскоре после этого по его инициативе были созданы первые в Украине территориальные национал-милитаристские формирования в Днепропетровске — батальоны "Днепр", "Донбасс" и другие. Формально они подчинены Министерству внутренних дел Украины и ДнепрОГА, но фактически — остаются в сфере влияния Коломойского. Так, наряду с ПС, они не только участвуют в АТО, но и охраняют территорию Днепропетровской области, а также расправляются с его политическими оппонентами.
В числе прочего, пока нет достаточных оснований говорить о его причастности к событиям, происшедшим в Одессе 2 мая. Однако уже 6 мая исполняющий обязанности Президента Украины Александр Турчинов назначил нового председателя Одесской ОГА. Им стал некто Игорь Палица, являющийся одним из ближайших соратников и бизнес-партнеров Коломойского. То есть — и в этом случае обстоятельства как бы сами собой сложились для него наиболее удачным образом.
Наряду с этим он предпринял несколько шагов для того, чтобы распространить свое влияние и на Донбасс. В частности — инициировал проведение опроса-референдума о присоединении к Днепропетровской области отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Разумеется, реальных последствий мероприятие не имело, но в сознании многих сторонников того типа государства, которое складывается на территории Украины после 18-21 февраля, идея пустила корни. Кроме того, с 1 июня "ПриватБанк" ввел систему доплат пенсионерам Донецкой и Луганской областей в размере 10 процентов от суммы, потраченной в торговой сети с использованием карточки. И вполне очевидно, что те 420 тысяч пенсионеров Донбасса, которые пользуются услугами этого банка, вспомнят в первую очередь об этом, если, например, Коломойскому придет в голову выставить свою кандидатуру на какой-либо высокий пост.
Читайте также: ДНР успокоила Ахметова: его заводы национализировать не будут
В последнее время Коломойский стремится к тому, чтобы формализовать свои усилия по постановке под собственный контроль как минимум всего ЮВУ. В некоторых СМИ проскальзывала информация о проведении конгресса депутатов ЮВУ, во-первых, с целью создания совета председателей ОГА с рабочим органом в виде штаба территориальной обороны соответствующих областей, а, во-вторых, для выработки предложений по децентрализации власти на Украине, которые могли бы быть оформлены в виде проекта новой редакции Конституции Украины.
Весьма примечательно, что в контексте всей этой деятельности 8 июня посетила Одессу госсекретарь США по делам Европы и Евразии Виктория Нуланд. Целью визита было обсуждение с председателем Одесской ОГА и, конечно, Коломойским, ситуации в подведомственных им регионах и на Украине в целом. А, как уже успели заметить многие аналитики, визиты на Украину гостей из-за океана, как правило, имеют далеко идущие последствия.
"Еще недавно многие поговаривали о том, что со временем Коломойский мог бы возглавить украинское правительство или даже стать Президентом Украины. Однако, на мой взгляд, это едва ли возможно в силу его весьма неоднозначного имиджа как внутри страны, так и за рубежом. Впрочем, сейчас его политическое влияние в стране и без того по сути безгранично", — констатирует Попов. А колумнист ИИ Liga.net заключает: "Чем дальше заходит игра Коломойского, тем меньше он зависит от Украины, и тем больше Украина зависит от него, что несет в себе огромный риск".
Как бы то ни было, но, скорее всего, Игорь Коломойский не ставит своей целью полное переформатирование страны на собственный лад, дабы стать главой нового государства. Но можно с полной уверенностью утверждать, что из всего вышеперечисленного он возьмет максимум возможного. Более того, уже сейчас очевидно, что он создал ряд прецедентов, которые были охотно использованы другими политиками и бизнесменами — например, создание тех же территориальных батальонов. А значит, то, что не сможет или не захочет сделать он сам, вполне может удаться кому-либо другому. В любом случае, инициированные им процессы будут лишь набирать обороты, если, конечно, не встретят на своем пути достаточно мощных препятствий.