Взорвет ли Европу лето 2014 года?

 

  Эпидемия национально-территориальных притязаний сто лет назад охватила Европу. Историки утверждают, что именно они стали главной причиной Первой Мировой войны, началу которой в августе исполняется век. Словно по злой иронии истории, в Восточной Европе сегодня нарастают похожие процессы. История не знает буквальных повторений, однако некоторые аналогии напрашиваются.

1914 год. Франция стремится вернуть Эльзас и Лотарингию. У Австро-Венгрии есть территориальные претензии к Сербии, Черногории, Румынии, России. Британия с вожделением смотрит на нефтеносные районы Турции и желает уничтожить Германию, своего главного торгового соперника на континенте. Италия мечтает о расширении господства на Балканах.

Для России первичным мотивом вступления в большую европейскую войну стало стремление защитить сербов. Однако после того как в войну вовлекается Турция, в российских политических кругах начинают звучать голоса, требующие возвращения в орбиту православного мира Константинополя.

Чемпионом по территориальным притязаниям является Германия. Она претендует на земли Франции, Бельгии, нынешней Украины, нынешних балтийских государств.

К роковому августу-1914 все стороны были настроены настолько воинственно, что взорвать Европу оказалось по силам террористу-одиночке из Сараево.

Читайте также: Молдавия: что планирует Вашингтонский обком?

Сто лет прошло. Главным итогом Первой Мировой войны стала следующая вселенская бойня, самая масштабная и кровопролитная в истории. Ее горькие уроки заставили Европу озаботиться созданием формальных гарантии против подобного поворота событий. Одной из институциональных гарантий стал Европейский Союз. Однако условность этих гарантий видна, в частности, на примере Хельсинкского совещания 1975 года, провозгласившего нерушимость послевоенных европейских границ.

Путь европейских стран к Хельсинкским соглашениям занял три десятилетия, начавшись со встречи Большой Тройки в 1945 году в Потсдаме. И что же? Для пересмотра базового хельсинского документа о нерушимости послевоенных границ потребовалось вдвое меньше времени — в начале 1990-х годов границы восточноевропейских и балканских государств были уже совсем другими.

Украинский кризис запустил процесс еще одного территориального передела Восточной Европы. Сегодня юго-восток Украины погружен в хаотичную войну без четко очерченных флангов и ответственных штабов, войну с мафиозным "вторым дном", войну, временами переходящую в откровенную махновщину с обеих сторон. Хочется напомнить, что до недавнего времени Россия являлась одной из стран-гарантов территориальной целостности Украины. Однако чем больше хамских заявлений и угроз летит в адрес жителей повстанческих областей со стороны Киева, чем больше карательных экспедиций бросают на юго-восток, чем больше жизней приносится в жертву непонятно кому и непонятно за что — тем шире становится круг жителей юго-востока, готовых встать под знамена самоопределения. В конце концов, преступление против человечности в Одессе 2 мая совершили те, кто политически ориентирован на конкретный Киев, а не на условный Донецк.

Рост сепаратистских настроений могут замедлить некоторые откровенно глупые решения сепаратистских штабов, наподобие объявления руководством самопровозглашенной Луганской республики всеобщей мобилизации мужчин от 18 до 45 лет. Как, интересно, они себе это представляют? Как собираются заставлять воевать тех, кто воевать не собирался — с помощью заградотрядов?… Другим не менее экстравагантным шагом является срыв голосования в Донецке 25 мая и ряд других актов, способных преломить тенденцию.

Читайте также: Призрак СССР материализовался в ЕАЭС

Но преломить тенденцию не значит ее отменить. Естественным желанием жертвы является стремление отгородиться от агрессора государственной границей, если иные средства не помогли. А агрессором при всем авантюризме некоторых шагов властей самопровозглашенных республик является все-таки скорее Киев, чем Донецк и Луганск. Видимо, это понимает даже министр иностранных дел Донецкой народной республики Ирина Филатова, позирующая topless. Она-то и поведет бойцов в бой, следуя историческому примеру безымянной парижанки 1830 года, увековеченной кистью Эжена Делакруа на знаменитой картине "Свобода на баррикадах"…

Раскаты украинской войны отчетливо слышны и приняты к сведению в ближнем зарубежье, причем, не только в России.

В Молдове стартует перепись населения. Спонсором переписи выступила Румыния, это подтвердил румынский посол в Кишиневе, подчеркнувший, что для Бухареста сегодня важно иметь информацию о том, сколько процентов граждан Молдовы воспринимают себя как румыны. Для увеличения их процента парламент Румынии гарантировал упрощенный порядок получения румынского гражданства жителями Молдовы, в опросном листе назвавшими себя румынами. В молдавской прессе есть сообщения о том, что молдавским румынам к тому же обещаны бесплатные поездки на море. Напомним: действующий президент Румынии Траян Бэсеску не раз заявлял, что считает приоритетом своей геополитической деятельности объединение Молдовы с его страной.

Читайте также: Алиев принимает меры против собственного Майдана

На рубеже 1990-х подобные декларации уже привели к гражданской войне и территориальному расколу Молдавии. Было бы ошибкой сказать, что сегодня они сопровождаются в Молдавии овациями. Проект объединения с Румынией вызывает растущий протест существенной части граждан Молдавии, в особенности гагаузов, болгар, жителей русского севера страны. В жарких дискуссиях о судьбе этих территорий слышна сепаратистская риторика, благо пример Приднестровья даже физически рядом.

Прислушаются ли к этим протестам в Кишиневе? Неизвестно. Зато известно, что с началом украинского кризиса во властных коридорах Румынии и в румынской прессе возрождается еще один державный фантом — требование вернуть территории Северной Буковины и Южной Бессарабии, сегодня это части Черновицкой и Одесской областей Украины. Украинские настроения и столкновения усиливают экспансионистский аппетит соседей. И не только Молдавии с Румынией.

Стоило украинскому кризису достичь боевой отметки, как некоторые общественно-политические организации Венгрии напомнили, что в конституции их страны есть статьи, гласящие, что Венгрия несет ответственность за судьбу живущих за ее пределами соплеменников, которые имеют право на защиту со стороны венгерского государства. Это абсолютно оправданные формулировки. В качестве аналога можно привести конституцию Израиля, по которой каждый рожденный от матери-еврейки житель планеты имеет право не только на защиту со стороны Израиля, но и является его гражданином со всеми вытекающими правами и выгодами.

Статьи венгерской конституции о венграх за рубежом получают принципиально новое звучание, когда венгерские организации украинского Закарпатья выражают озабоченность разгулом национализма и беззакония в западных областях страны. В свою очередь власти Венгрии не скрывают, что венгры Закарпатья в массовом порядке получают венгерские паспорта.

В Закарпатье компактно проживает порядка 200 тысяч этнических венгров. Если украинский кризис зайдет настолько далеко, что они будут вынуждены провозгласить широкую автономию или потребовать присоединения своих земель к Венгрии, это может быть воспринято как призыв к политическим действиям другой крупной венгерской общиной — жителями Секейского края Румынии.

Читайте также: За что будут биться сверхдержавы завтра?

Это не удивительно. Масштабные геополитические изменения, такие, как распад СССР, ведут к возникновению новых локальных очагов нестабильности и появлению новых государственных границ. Границы стран вообще не являются чем-то вечным, исторические обстоятельства пролагают их по новым маршрутам. Вопрос лишь в характере процесса появления новых границ — мирный он или насильственный. Объединение Германии носило абсолютно мирный характер. Мирным было появление двух новых государств на месте Чехословакии. Возвращение в состав России Крыма также не сопровождалось насилием и попранием чьих-либо прав, оно стало возможным благодаря широкой поддержке и энтузиазму крымчан. Можно быть уверенным, что появление на карте Старого Света новых стран Шотландии и Каталонии тоже будет сугубо мирным. А вот на Балканах рождению новых государств предшествовали гражданские войны и этнические чистки. То же можно сказать о государствах Закавказья и некоторых других бывших советских республиках.

Украина — одна из таких. Она расширила список неблагополучных стран, грозящих рухнуть в пропасть территориального распада, который, в свою очередь, приведет к появлению новых очагов напряжения. Конфликты в этих зонах по масштабам будут несравнимы со сражениями Первой Мировой войны, однако и они не обойдутся без убийств и людских трагедий. В Украине уже не обошлись…

Кроме того, некоторые аналитики прогнозируют дальнейшую фрагментацию постсоветского пространства, появление новых очагов нестабильности не только вблизи сегодняшних границ Украины. На страницах Pravda.Ru об этом пишет старший научный сотрудник Института славяноведения РАН Петр Искендеров: "Следующий очаг, который может быть разморожен на волне событий на Украине, это Приднестровье, это нагорно-карабахский конфликт и в более широком плане это ситуация в треугольнике Турция, Армения, Азербайджан".

Об этом же говорит эксперт Российского института стратегических исследований Дмитрий Александров: "На всем постсоветском пространстве (кстати, и Россия не исключение) идут процессы консолидации ультралиберальных и националистических сил. Ультралиберальные силы, которые придерживаются западнических воззрений, и националисты, которые придерживаются позиции не только антироссийской, но и, в целом, возвеличивания своей титульной национальности. Руководство Казахстана пытается достигнуть некоего баланса, хотя националисты, особенно в интеллигентских кругах, и либералы стараются весьма успешно продвигать свои представления".

Раз все настолько серьезно, то стоит отметить, что пророссийский порыв жителей Крыма слишком сильно опьянил некоторых державных мужей России, которые сегодня впали в припадочность и делают заявления словно по заказу антироссийских кругов на постсоветском пространстве.

Вот один из примеров: не так давно Министерство иностранных дел Казахстана высказало озабоченность участившимися случаями некорректных высказываний официальных представителей России о Казахстане. В частности, МИД Казахстана обратил внимание на недопустимые высказывания председателя Верховного Совета Республики Хакасия об исторических правах России на восточные области Казахстана. Российский посол вызван в МИД Казахстана для объяснений.

То же самое относится к некоторым патриотическим идеологам. Недавно вашему корреспонденту попалась на глаза статья-исследование о русских общинах за пределами Российской Федерации и о перспективах "русской весны" на постсоветском пространстве. В частности — в Киргизстане, где до сих пор живет немало русских, а раз так, то неплохо бы присоединить Киргизстан к России. Идея заманчивая, но есть один вопрос: как Россия должна присоединять к себе Киргизстан — с киргизами или без? Так они, вроде бы, все уже и так здесь…

Читайте также: В ЕС распространяется коричневая чума

Идеологам "русской весны" (некоторые оптимисты тянут ее границы до самой Аляски) хочется процитировать фрагмент статьи консервативного американского политика и публициста Патрика Бьюкенена "Какая разница?", посвященной современным демографическим тенденциям, в Восточной Европе откровенно похоронным.

"Тем, кто считает, что действия Путина направлены на восстановление Советского Союза, стоит посмотреть на цифру неизбежных потерь населения России к 2050 году — 22 миллиона. В то же время население бывших советских республик — Казахстана, Киргизстана, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана — за этот же период суммарно прибавит те же 22 миллиона", — пишет американский аналитик, в свое время работавший советником президентов Никсона, Картера и Рейгана.

И далее, в этой же статье: "В период с 1914 года все великие европейские империи — Британская, Французская, Германская, Российская, Итальянская — распались. Все экс-метрополии подверглись нашествию африканских, азиатских и ближневосточных народов, населяющих бывшие колонии. И практически все коренные европейские нации стареют, вымирают, уходят с лица земли".

Украинский кризис в который раз продемонстрировал печальный факт: современные нации ничуть не дружелюбнее к соседям, чем были сто лет назад, в канун первых залпов Первой Мировой. Поэтому, видимо, правы те, кто утверждает, что стратегию жизни государства следует строить, исходя из чужой враждебности.

Но это не отменяет необходимости иметь холодный ум, добрую волю и не подбрасывать своих поленьев в потенциальный пожар на территории бывшего соцлагеря, разгорающийся сегодня на украинской земле. Не знаю как в Америке, но в России этот огонь никого не согреет, а только обожжет — вспомните, чем Первая Мировая война закончилась для Российской Империи.