Украина: президент есть, мира нет

Выборы президента Украины не укладываются в общепринятые нормы. Голосование во время войны, будто бы всенародные выборы, проводящиеся не на всей территории, уже — нонсенс. Ровненькие высокие стопки бюллетеней в урнах и подконтрольность электронной избирательной системы Украины американским службам веры в честность голосования не добавляют. Даже верный хунтовец, кровавый министр Аваков еще вечером 25 мая сообщил о 400 нарушениях. Тем не менее официальное признание внутри разваливающейся страны и на Западе новому президенту было гарантировано. Насколько эти выборы действительно легитимны с разных точек зрения, о задачах украинской власти и возможном развитии событий по связи с видеостудией Pravda. Ru в прямом эфире рассказал заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин.

— По интернету разошлись фотографии с разных избирательных участков, но с одним сюжетом: аккуратно сложенные стопочки бюллетеней внутри прозрачных избирательных урн. Неужели нынешняя киевская власть с таким цинизмом показывает, что эти выборы — изначально просто фарс? Как после этого можно считать президента хотя бы относительно законно-избранным?

— Ну, я думаю, это все-таки — эксцесс исполнителей. Вероятно, им приказали разместить эти бюллетени в живописном беспорядке, но они решили облегчить себе задачу. Я не думаю, что сознательно киевская власть решила всем показать, что она складывает ровными стопочками бюллетени в прозрачные урны. Совершенно понятно, что таких сюжетов никто даже не предполагал. Все думали, что будут обычные методы фальсификации, например, карусели, хотя госпожа Псаки и не знает, что это за аттракцион на выборах. Но мы-то с вами хорошо знаем, что это такое. Так что в полной мере доверять этим выборам как инструменту определения истинных предпочтений избирателей тоже не стоит. Но, с другой стороны, на Украине, в этой несчастной стране, единственное, что остается, это — надеяться на появление хоть какой-то легитимности, хоть какой-то власти. Потому что мы видим, что сейчас власти совсем нет.

— В российской власти есть такое мнение, что пускай будет Порошенко или Тимошенко, пускай будет кто угодно — главное, чтобы было с кем договариваться. Вы разделяете этот подход — кто бы там ни был, лишь бы было с кем договариваться: вот — официально избранный, неважно насколько легитимный президент, с ним и будем разговаривать?

— Есть и такие мнения, есть и другие мнения. Например, что мы не должны признавать эти выборы, не будем признавать эти выборы и в любом случае не будем общаться с представителями Украины. Но это совершенно невозможно. Нам все равно придется общаться. У нас труба через них идет, кроме всего прочего.

Читайте также: Глава Украины под прицелом

— Но стопочки в урнах, непонятно как проходящие и учитывающиеся голоса в Донбассе и других регионах, где выборы практически не проводились, несчетные нарушения наглядно показывают изначальную нелегитимность выборов. Однако украинские власти, ЦИК доказывает, что все законно. И что же теперь скажет мировое сообщество?

— Будем реалистами. Что понимать под мировым сообществом? Само это название давным давно присудили себе страны Западной Европы и Соединенные Штаты. Они выборы признают справедливыми, состоявшимися. Признают и украинского президента. Они давным давно уже, так сказать, обращают внимание на самые мелкие недостатки у тех, кто им не нравится, и не обращают внимание на очень крупные — вот такие недостатки, как мы сейчас видим на украинских выборах, когда им кто-то нравится. Если выборы проводятся, значит, кому-то это нужно.

А надо сказать, что проведение этих выборов необходимо для Соединенных Штатов и Евросоюза даже, может быть, больше, чем для нынешней киевской власти. Она бы могла с удовольствием побыть еще в ранге исполняющих обязанности, так и не заручаясь поддержкой населения. Но Запад требует, чтобы все-таки был с их точки зрения легитимный президент, то есть прошел не важно какие, не важно, как проведенные, но выборы, которые будут объявлены свободными. И, к сожалению, это — очевидные факты. Я больше того скажу, к сожалению, действительно большая часть мирового сообщества, потому что Украина от них далеко находится, ее интересы им тоже достаточно далеки, пойдет вслед за Западной Европой и Соединенными Штатами. И признает киевского президента, который избран. Это, к сожалению, реальность.

— Ну хорошо, выборы, конечно, состоятся. Этими силами, назвавшимися мировым сообществом, все будет признано действительным и правильным. На первый план вышел Петр Порошенко. На ваш взгляд, независимо от объявленных результатов, кто из кандидатов мог бы стать для нынешней Украины максимально приемлемым президентом? Есть такой человек, который смог бы установить там мир, навести хоть какой-то порядок, не просто встать во главе государства, а принести реальную пользу Украине?

— Увы, непростой вопрос. Потому что любому человеку, хоть семи пядей во лбу, организовать порядок на Украине после того, что там устроили, во-первых, киевские революционеры, во-вторых, Госдеп Соединенных Штатов, исключительно затруднительно. Это — факт. Потому что Крым уже безвозвратно потерян, очень велика вероятность того, что уйдет Донецк и Луганск. Дестабилизированы силовые структуры — они несколько раз были преданы различным ведомствам, реорганизованы, находятся в совершенной прострации.

Попытки заменить их национальной гвардией, отрядами "Правого сектора" приводят к тому, что в стране начинает процветать, будем прямо говорить, настоящая махновщина. Одни вооруженные отряды борются с другими уже внутри киевской власти. Поэтому я уже не говорю про совершенно ужасную экономическую ситуацию в стране. И вот все эти "подарки", оказываются в руках у объявленного президента.

Наверняка, Петру Порошенко или любому другому будет очень и очень непросто в этой ситуации. Безусловно, ему, чтобы хотя бы попытаться навести порядок, надо выходить на переговоры и компромисс с Востоком. Но ему будут не давать это делать и "Правый сектор", и, так понимаю, консервативно-радикальные круги в Соединенных Штатах, которые во многом осуществляют внешнее управление. Поэтому самое главное качество, которое должно быть у нового президента, но это качество очень сложно будет проявить будущему президенту — это независимость. Та самая незалежность, о которой все днями говорили на Украине, но при этом плавно и постепенно пришли к полному внешнему управлению страной.

Читайте также: Барак Обама обнажил свой молоток

А вот внешним, как выражаются политологи, актором, внешним субъектам, например, Соединенным Штатам не очень интересна стабилизация ситуации на Украине. У меня такое чувство, что им интереснее, чтобы это была такая незаживающая рана на теле Европы на "радость" как Европейскому союзу, так и России. США выгодно создавать нам проблемы, отвлекать внимание от возможностей интеграционных инициатив, постоянно ссорить нас друг с другом. Вот такая Украина, к сожалению, им нужна. И здесь любой, кто станет сейчас президентом Украины, в первую очередь должен быть готов к проявлению непослушания, к проявлению тех качеств политика, переговорщика, которые пока не позволяют проявлять те же самые Соединенные Штаты и управляемые ими, эти радикальные неофашистские силы под названиями "Правый сектор", "Свобода" и так далее, и тому подобное.

— Но тем не менее мы все надеемся, что на Украине в ближайшем будущем прекратится кровопролитие, которое происходит сейчас уже практически по всей стране. Вам как видится, возможно ли в ближайшем будущем добиться главного — остановить гражданскую войну?

— Этого абсолютно необходимо добиваться. Но еще раз подчеркиваю, это очень трудно будет сделать вновь избранному президенту, потому что это — силовое противостояние, которое было развязано, имеет уже свою логику, и из нее трудно выйти. Естественно, и с той и с другой стороны уже есть людские потери. Это значит, будет расти стремление к отмщению, это значит, что уже начинается тот процесс, который остановить переговорами даже при всем желании очень сложно и очень трудно. А самое главное, необходимо примирить требования противостоящих сторон.

Читайте также: Янукович оставил Порошенко инструкции

Наверное, самым непростым для будущего президента делом будет умерить радикалов с Запада. То есть независимо от личности и легитимности президента, главное для него — действительно не чувствовать себя временщиком, которым явно чувствовал себя Турчинов. Человек, который действительно хочет всерьез управлять государством, не может терпеть альтернативных источников силы, кроме государственных структур подавления, таких как внутренние войска, вооруженные силы. Все эти — национальная гвардия, "Правый сектор" — так или иначе не вписываются в государство, а разрушают его. Новому президенту придется идти на их разоружение. А это значит — новый очень серьезный конфликт, на который ему придется пойти. Иначе он просто будет формально называться президентом, но реально он не будет выполнять президентские обязанности.