Есть ли в Индии массовый сексуальный террор? Постоянно появляющиеся громкие новости об изнасилованиях в Индии, арестах виновных и многолюдных демонстрациях против преступлений на сексуальной почве, несмотря на всю трагичность для жертв и видимую актуальность для индийского общества, все-таки слегка искажают картину положения женщин в этой стране.
Да, англоязычная индийская пресса, чувствующая свою социальную ответственность, привлекает внимание к каждому известному случаю, а дальше информацию распространяет международное феминистское общественное мнение. Но все-таки для страны с полутора миллиардами населения, где на глазах разрушается традиционное общество с его нравственными и поведенческими табу, количество изнасилований не следует считать чрезмерным по сравнению, скажем, с негритянскими районами Детройта или цыганскими гетто в европейских городах.
Конечно, каждый случай должен быть рассмотрен, а виновные наказаны, но неправильно было бы делать акцент именно на сексуальный характер преступлений. Их не больше, чем в других местах мира, они просто отражают иную социальную реальность — касты в разрушающемся кастовом обществе и изолированные племена с их многовековыми обычаями, позволяющими сохранить свою самобытность.
Недавно в очередной раз сообщили, что задержаны подозреваемые по делу об изнасиловании и убийстве двух девочек-подростков, причем были задержаны и двое полицейских, которые отказались завести дело после заявления отца пострадавшей девочки из далитов — "неприкасаемых" (в хорошем смысле слова).
Читайте также: В Индии к власти приходят националисты
Подробности давай!
В условиях предвыборной кампании в штате Харьяна, где голосование во многом шло по кастовой линии, изнасилование пяти девочек привлекло особое внимание общественного мнения, но есть основания опасаться, что после выборов дело может уйти в тень.
Здесь панчаяты — местные муниципальные органы — ведут агитацию за межкастовые браки, мотивируя генетической опасностью экзогамии, но здесь же в апреле 2010 года было сожжено заживо несколько неприкасаемых вместе с их домами.
В сельской местности далиты в этом штате традиционно испытывают напряженность в отношениях с кастой джатов — причем обвинения, касающиеся землепользования и самозахвата земель, скрываются под обвинениями в осквернении святых источников и храмов. Неприкасаемые обвиняют джатов и в социально-экономическом бойкоте после обращений далитов в панчаяты для решения разнообразных вопросов своего бытия, в том числе захвата земель. Изнасилование и убийство насыпало соли на старые раны и углубило недоверие между двумя общинами.
Проблема состоит в том, что местные власти, в условиях демократии и солидарного голосования по кастовому признаку зависящие от мнения большинства, понимая всю тяжесть положения далитов, тем не менее не хотят занимать чью-либо сторону в межкастовом конфликте, к тому же опасаясь дальнейшей поляризации общества. Джаты-раджпуты ведь контролируют хозяйство штата, и полиция, производя аресты, отказывается давать информацию СМИ и обществу "в интересах следствия" и защиты прав пострадавших на личную тайну.
Защита преступников идет своим чередом, как и везде — "девочки сами пошли", "они согласились добровольно". Но ведь трагедия состоит в том, что женщины-далитки от века "сексуально эксплуатируются на регулярной основе". Девочки-неприкасаемые воспринимают это, как нечто само собой разумеющееся.
В глубоко поляризованном обществе подобные изнасилования получают политически окрашенное освещение в период избирательной атмосферы, но, к сожалению, выборы проходят, а проблемы этих бедных и лишенных будущего женщин остаются.
XXI век на дворе
В отдаленном районе Бирбхум в Западной Бенгалии, где живут отсталые племена, произошла другая трагедия — удивительная для XXI века. Двадцатилетняя женщина была изнасилована всеми мужчинами своей деревни по решению старейшин за то, что завела роман с мужчиной — мусульманином, который не принадлежал к родовой общине. Их захватили во время свидания, привязали к дереву на всю ночь. Деревенский староста приговорил их к штрафу, а когда у женщины не оказалось денег, староста велел мужчинам деревни "весело провести с ней время", предупредив, что сожжет ее дом, если она пожалуется в полицию.
Читайте также: Индия: Самая большая демократия мира
13 предполагаемых преступников были арестованы, но — удивительное дело! — жители деревни солидарно опровергают показания несчастной женщины. Районного начальника полиции сняли с должности, а делом о групповом изнасиловании заинтересовался Верховный суд Индии. Несчастный любовник скрывается в соседнем штате, дав показания под присягой, пока будут проводить тесты ДНК жертвы и обвиняемых.
Местные власти отсталых племен — шалиши сабха — вообще считают это за внутреннее дело племени, их подвело то, что в деле оказались замешаны люди, не входящие в состав племени — иначе бы им все сошло с рук. Утверждают, что все мужчины племени прячутся, опасаясь ареста, когда в деревню приезжают правительственные чиновники, полицейские или даже журналисты. А деревенские женщины говорят журналистам, что жертва сама во всем виновата: "Каждое общество имеет свои собственные правила и обычаи. Кроме того, никто не публикует наши слова. Публикуют только ложь девушки (жертвы)". Это очень знакомо, нет? Просто эти люди живут далеко от того, что мы считаем за цивилизацию, ближе к природе и хуже умеют лицемерить.
Вообще, племенные общины региона Бирбхум известны своими крайностями против тех, кто нарушает этнические традиции и правила. В 2010 году в соседнем селе Батак девушку за роман с мужчиной извне обрили наголо и заставили голой пешком обходить три деревни. И все это по решению племенного суда, конечно. Есть за что. Кстати, односельчане засняли эту церемонию на мобильники и выложили в интернет. XXI век на дворе.
Это выдвигает на первый план более общие вопросы — как приспособить традиционные племенные практики к современным законам и могут ли племенные шалиши сабха или аналогичные им суды кастовых советов "кхап" еще найти место в современном обществе.
А ведь именно племенные районы — основная база повстанцев-наксалитов, ведущих вооруженную борьбу против современного индийского государства, по алармистским заявлениям экспертов по безопасности наксалиты контролируют до трети территории страны. 10 лет назад местные обнаружили в лесу занимающихся любовью женщину и водителя-дальнобойщика. Обоих поздее нашли в лесу привязанными к дереву.
Читайте также: Гей-заговор в Индии не удался
Но нынешний случай — первый, когда групповое изнасилование в качестве вынесенного племенным судом наказания попало в поле зрения общественности, справедливо считающей себя цивилизованной и культурной Западной Бенгалии, где это раньше предпочитали не замечать, опасаясь нарушить права племен "идти свои путем".
Но после изнасилования и убийства молодого доктора-физиотерапевта в столице — Дели в декабре 2012 года, стало ясно, что сексуальные преступления — не экзотика отсталых регионов. Тогда шум поднялся по всей стране, люди требуют жестких мер по предотвращению преступлений против женщин, обеспечению безопасной и надежной среды для женщин и детей.
Женщины в Индии
Роль женщин в индийском обществе растет. Главный министр большого штата Тамил-наду Джалаялитха давно претендует на роль премьер-министра Индии (видимо, от Третьего фронта, или от тех, кто согласится). У главного министра Западной Бенгалии Маматы Баннерджи, как говорят, такие же претензии (хотя в Индии культурных и высокообразованных, интеллигентных бенгальцев не любят). А еще есть амбициозная лидер 160 миллионов неприкасаемых Маявати, которая, правда, начисто провалила последние выборы, но до этого четыре раза возглавляла самый большой штат Индии Уттар-Прадеш. А еще Соня Ганди. А еще Приянка Ганди — ее дочь. А еще печально знаменитая жена "индийского Жириновского" Лалу Ядава, возглавлявшего штат Бихар. Когда мужа посадили в тюрьму за коррупцию, она стала Главным министром Бихара. Еще очаровательная старушка Шейла Дихджит, которая долгое время была мэром Дели, еще член Политбюро марксистской компартии Бренда Карат. В общем, женщины во многом заправляют в самой большой демократии мира.
Читайте также: Индийским насильникам грозит "суд Линча"
Имен много, но до настоящего равенства индийским женщинам бесконечно далеко. Свобода для огромного большинства из них — это не равенство с мужчинами. Свобода для них — это когда дети от голода ночью не плачут.
Индийское общество видит проблему, но у нее нет простого решения. Шаг за шагом — планируется введение поправки в Конституцию, предусматривающая 33-процентную квоту для женщин в парламенте и ассамблеях штатов, пришедшая к власти на выборах БДжП обещает создание центров "Бизнес-инкубаторы" для женщин, введение обучение самообороне в школьные программы.
Этот мир должен стать более справедливым. В Индии это понимают особенно хорошо, но как же труден путь к справедливости! В том числе и гендерному равенству!