Отметим, что на фоне экономических потрясений и коррупционных скандалов в Индии на парламентских выборах произошла феноменальная, невиданная с 1980-х победа крайне правой, хинду-националистической "Бхаратия джаната парти" (БДжП). На момент написания статьи подсчет голосов еще не был закончен, но вполне очевидно, у партии будет более половины мест в парламенте.
При этом за БДжП проголосовало около трети голосов избирателей, это позволит партии в одиночку, без коалиции сформировать правительство страны. Вместе с тем БДжП вероятно пригласит малые региональные партии войти в ее кабинет.
Особенности индийской избирательной системы, мажоритарной с голосованием в один круг, привели к тому, что БДжП, получив около трети голосов, будет располагать в Лок Сабхе более 272 местами, что позволит ей формировать правительство в одиночку. Набравший почти четверть голосов "Конгресс" имеет всего около 50 голосов из 543.
Полным провалом завершилась попытка популистской и богатой Aam Aadmi Party изменить электоральную карту страны — она пока набирает четыре места. Неудачей завершилась и попытка "Левого фронта" переломить в свою пользу ситуацию в Западной Бенгалии и Керале, причем в Западной Бенгалии БДжП смогла впервые за всю свою историю получить мандаты. Ультраправая партия мартахов "Шив Сена" получила 19 мест.
Полный разгром БджП учинила в "главном" штате Индии — Уттар-Прадеше (от этого штата в парламент идут 80 депутатов, в нем по традиции баллотируются члены семьи Ганди-Неру0, получив 67 мест. ИНК там получили три места, социалисты из "Самаджвади парти", являющиеся традиционными сторонниками непопулярного в среде индийской политической элиты языка хинди, — восемь, партия "неприкасаемых" "Бахуджан Самадж парти", возглавляемая харизматичной, но коррумпированной Маявати, получила одно место, что тоже, с одной стороны, удивительно, а с другой, объясняется тем, что БДжП научилась делать из неприкасаемых спойлеров.
Читайте также: Индийские выборы перевалили экватор
Несколько лет назад специальным решением Верховного суда Индии запрещено называть БДжП фашистской организацией, поэтому ее оппоненты говорят о крайнем "индуистском шовинизме". Пост премьер-министра, видимо, займет главный министр штата Гуджарат Нарендра Моди — автор очередного по счету индийского экономического чуда, крайний националист, обвиняемый в разных политических преступлениях, начиная от антимусульманского погрома в Гуджарате в 2002 году до внесудебных расправ, осуществляемых боевым крылом БДжП — "Раштрия сваямсевак сангх".
В Индии часто говорят про огромное властолюбие Моди и его блестящие организационные способности. Моди говорит о "революции, которая уничтожит коррумпированный старый политический порядок и искоренит его моральные и идеологические основы", создав новую рыночную экономику, славную Новую Индию.
На посту главного министра Гуджарата Моди провел приватизацию государственных активов в пользу крупнейших частных индийских финансово-промышленных групп, поэтому его ближайшие союзники — крупнейшие бизнесмены Индии. В результате звезды Болливуда упали к ногам Моди, а взамен он предоставил им избирательные участки, обеспечивающие парламентскую неприкосновенность после чудовищных разоблачений захвата бомбейской мафией киноиндустрии страны.
Вместо убитого боевиком РСС Махатмы Ганди, под знаменем которого Индия развивалась с момента получения независимости, Моди выпячивает личность Вивеканды — индуистского мыслителя XIX века, одного из создателей искусственного, в общем-то, языка хинди, развивавшего концепцию превращения индуистов в "мужественную" нацию.
Быстрая урбанизация и упадок сельского хозяйства привели к огромному числу обездоленных, подвергающихся нещадной эксплуатации в неорганизованном секторе. Культивировавший образ Ганди ИНК, традиционно получавший голоса бедных и угнетенных меньшинств, стал проводить открыто либеральную прорыночную политику "пусть неудачник плачет" и потерпел разгромное поражение.
Читайте также: Индия: какой выбор сделают 800 миллионов?
При последнем правительстве ИНК в Индии вскрылись колоссальные структурные проблемы. В результате глобализации экономики Индии с 2011 года резко замедлился экономический рост в стране. Коррупционные скандалы, связанные с продажей многомиллиардных "национальных ресурсов, таких как шахты, леса, земли, воды и радиоэлектронные частоты", показали, что "клановый капитализм и феодальная рента были реальными двигателями экономики Индии".
Что касается отношения с Россией, то в Индии сложился определенный консенсус среди "элит" в части необходимости продолжения развития двусторонних отношений. Вместе с тем, быстро меняющаяся страна просто в силу своего масштаба становится сама по себе объектом действия наших глобальных конкурентов, старающихся вытеснить нас с огромного рынка, причем в том числе на очень важных для нас рынках высокотехнологичной продукции — от оружия до сетевой связи и атомной энергетики.
В этом контексте победа БДжП имеет два важных нюанса. С одной стороны, стоящие за ней крупнейшие бизнесмены сами уже достаточно окрепли, чтобы вести борьбу с западными финансовыми группами, и они будут искать в России союзника. Именно предыдущее правительство БДжП провело военные ядерные испытания, что привело к резкому ухудшению отношений между Индией и США. Важно понимать, что в этой стране со времен Неру есть глубоко укоренившиеся подозрения о недоброжелательности американской внешней политики и экономической практики.
Читайте также: Индия: Самая большая демократия мира
С другой стороны, именно БДжП поддерживает мощное американское индийское лобби, которое будет способствовать развитию всесторонних отношений между США и Индией, достаточно вспомнить американского инвестиционного банкира индийского происхождения Раджата Гуптау (недавно осужденного за инсайдерскую торговлю в Нью-Йорке), который пытался сформировать сеть неформальных тесных связей между американскими и индийскими политическими и бизнес-лидерами.
Поживем — увидим. Но самое главное — не забывать про Индию. Она наш союзник.