Новости из Португалии в середине 70-х годов занимали первые полосы советских газет. 25 апреля 1974 года группа офицеров во главе с генералом Антониу де Спинола объявила о смещении фашистского правительства. Были освобождены политзаключенные, отменены цензура и запрет на деятельность политических партий — так пала последняя колониальная держава мира.
Колониальная война в Анголе и Мозамбике привела к крайнему истощению экономики Португалии. На эту войну тратилось около половины государственного бюджета и обуславливало отсталость и нищету страны. Фашисты насаждали атмосферу страха, преследовали инакомыслие.
"Революция была объективной реакцией на развал и гибель страны. На тот исторический момент это была объективная неизбежность. Был красивый вариант переустройства общества, в чем-то он не получился, в чем-то не справились молодые офицеры, которые встали у власти, где-то ошиблись политические партии, включая коммунистическую и особенно социалистическую", — сказал Pravda.Ru доктор исторических наук, депутат Госдумы Сергей Васильцов.
Надо отметить, что португальскую революцию с самого начала сопровождала коммунистическая риторика, что неслучайно — Коммунистическую партию (КПП) финансово поддерживал СССР, ее лидер Алвару Куньял пользовался огромной популярностью в Португалии, Европе, СССР. Но Брежнев, несмотря на призывы Куньяла, не решился тогда поддержать коммунистов прямо, чтобы не войти в конфронтацию с НАТО (Португалия уже была членом альянса). А потом, после парламентских выборов, было уже поздно.
Читайте специальный сюжет Хозяева жизни подчинили демократию
Тем не менее армия была под коммунистическим влиянием. Антониу Спинола говорил о том, что надо строить социализм с человеческим лицом. Однако среди португальского народа не было всеобщей безоговорочной поддержки движения к социализму. Вероятно, здесь свою роль сыграло мнение о том, что коммунистическая диктатура (Куньял был приверженцем Сталина) не лучше фашисткой. Включились и западные спецслужбы, которые после прихода в Чили к власти коммунистов не могли пропустить подобного события в Европе.
Читайте также: После помощи ЕС - только выжженная земля
В конце 1975 года в Португалии были проведены парламентские выборы, на которых большинство получила социалистическая партия во главе с Мариу Соарешем. С тех пор социалистов cменяют у власти социал-демократы, а коммунисты продолжают занимать около 10 мест в парламенте, не имея шансов сформировать правительство.
К настоящему моменту Португалия находится в режиме жесткой экономии, получая финансовую помощь тройки кредиторов (Еврокомиссия, Европейский центральный банк и Международный валютный фонд) в размере 78 миллиардов долларов. Однако согласно данным, озвученным 22 февраля на Национальном собрании КПП, с момента начала оказания помощи ЕС ни одна из целей, поставленных "тройкой", не была достигнута.
Потери ВВП составили 5,8 процентов, что в два раза больше запланированного. Рабочих мест сокращено в пять раз больше. Долг страны не только не снижается, но растет. Cегодня он составляет 130 процентов от ВВП. Дефицит бюджета так и не достиг обещанных 3 процентов, он будет выше пяти процентов в этом году, несмотря на резкое сокращение трат на социальные нужды и бюджетников. Выиграл "картель мегабанков, который контролирует реальный сектор, а в проигравших — мы, страна и будущие поколения", — сказал в своем выступлении генеральный секретарь КПП Жерониму де Соуза.
Один из участников "революции капитанов" Вашку Лоуренсу (Vasco Lourenço) сказал в интервью АВС.es, что "несмотря на определенные завоевания революции в области образования, здравоохранения, развития в целом, прав женщин, "с точки зрения того, каковы были амбиции и что мы имеем сейчас, положение становится все хуже. Неолиберальные силы, неофашисты захватывают все больше власти". Это точка зрения "маленького человека". А вот что думает экс-президент Мариу Соареш. "Португалия никогда не была так разрушена, как сегодня, и нужно изменить режим, чтобы решить национальные проблемы, которых очень много", — сказал Соареш, выступая на конференции, посвященной юбилею португальской революции в Университете Лиссабона.
Все газеты, радио и телевидение Португалии накануне 40-летнего юбилея задаются вопросом, а стоило ли совершать эту революцию, если в стране к власти пришла другая диктатура — финансовых транснациональных корпораций? У власти в Португалии находятся "новые силы, которые не контролируются демократическими механизмами", сказал соратник Соареша и бывший премьер-министр его правительства Франсишку Пинту Балсемау. Эти силы обладают своими СМИ и "мафиями, использующими новые технологии", цитирует Пинту Балсемау газета O Público.
Читайте также: Европа теряет "последнего человека"
"Демократии также угрожают крупные транснациональные корпорации, крупные инвестиционные фонды, крупные пенсионные фонды, которые объединены "мифическим лицом" под названием "рынок". Этот рынок управляет с помощью рейтинговых агентств и данных о предпочтениях потребителей. "Мы должны укрепить политическую власть, чтобы политическая власть снова контролировала экономическую. Как это сделать? Экс-премьер наивно полагает, что эта экономическая власть (Уолл-стрит?) сама вернет власть политикам, когда убедится, что кризисы, которая она воспроизводит и которые являются все более серьезными, уничтожают мир.
"Диктатура финансовых корпораций формируется во всем мире. А то, что Соареш говорит об изменении режима, знаете, ему надо вспомнить, как он себя вел в тот период, когда были возможности создать новые общественные устройства, — сказал Сергей Васильцов. — У него была возможность заключить широкий союз левых сил, с коммунистами. Партия, которую он возглавлял, на это не пошла. Они считали, что они сами возьмут власть в руки и добьются каких-то решений. Вот из этого надо делать серьезные выводы. Но он, в целом, прав, говоря об этом, только надо бороться с этой банковской диктатурой, режимами, объединяя силы. Эгоизм в политических делах кончается тем, что править начинают те самые банки".
Читайте также: Олигархия окончательно подмяла под себя США
"Капитана революции" Вашку Лоуренсу спросили, если бы сейчас заиграла "Грандола" (песня, которая давала сигнал к восстанию), кто бы вышел на улицу? "Население. Военные бы не пошли, мы живем все же в демократической стране. Но мы — те, кто тогда участвовали в восстании, мы бы вышли. Я не призываю к перевороту, но я бы хотел бы увидеть и поаплодировать. Тогда ведь тоже народ нас поддержал, неорганизованные люди вышли на улицы. Я не исключаю, что такое может произойти и сегодня", — сказал Вашку Лоуренсу.