Вашингтон угрожает санкциями в случае, если Россия и Иран заключат своповую сделку по торговле нефтью. В свою очередь, МИД РФ уже заявил, что Москва будет развивать отношения с Ираном, несмотря на угрозы. Действительно, своповые поставки углеводородов позволят РФ обойти возможные санкции, стать мировым трейдером и разрушить монополию нефтедоллара.
Напомним, что своповый контракт (замещения) — это торговля через посредников, когда нет возможности торговать напрямую. Приобретенный у производителя товар, являясь собственностью покупателя, идет заказчику непосредственно от производителя, не пересекая таможенные границы страны покупателя. Возможная своповая бартерная сделка между Ираном и Россией предусматривает продажу Ираном в третьи страны около 500 тысяч баррелей нефти в сутки через Россию (которая становится собственником этой нефти) в обмен на продовольствие и промтовары из России.
"Мы не считаем, что любые односторонние санкции США, против кого бы они не применялись, носят законный, легитимный характер, и такую постановку вопроса отвергаем, — сказал в среду замглавы МИД РФ Сергей Рябков. — Мы глубоко заинтересованы в том, чтобы российско-иранские отношения развивались поступательно, чтобы наши экономические связи крепли и чтобы не возникало искусственных препятствий для их развития, каковыми являются, по сути дела, угрозы США применить санкционный механизм в этой связи".
Ранее министр нефти Ирана Биджан Намдар Зангане сказал, что Исламская Республика будет искать пути расширения экспорта нефти, не дожидаясь отмены западных санкций, и полна решимости довести объем своих "экономических сделок " с Россией до запланированных. Своповая сделка на сумму около 20 миллиардов долларов в год вызвала гневную реакцию в Вашингтоне по нескольким причинам. Во-первых, Россия поможет Ирану обойти санкции.
Читайте также: Выстрелит ли нефтяное оружие США
Очевидно также, что этот опыт может быть использован затем и в сделках по газу, что выведет Россию из-под возможных "газовых" санкций, которые сейчас активно обсуждаются на Западе. Вспомним в связи с этим о предложении президента "Роснефти" Игоря Сечина о создании мировой газовой биржи в Азии с оплатой региональными валютами, которое он высказал на 22-м Всемирном энергетическом конгрессе в Южной Корее в октябре прошлого года.
Глава Роснефти объявил о необходимости "сосредоточить усилия на более эффективных вопросах инфраструктурно-договорного объединения рынков и свопирования на нем глобальных поставок". Именно свопы, по мнению Игоря Сечина, помогут нивелировать ценовое различие на разных рынках (на азиатских они более дорогие, чем в Европе). Как выясняется сейчас и не только.
"Я полагаю, что это выгодно в целом, так как помогает диверсифицировать наши поставки, — сказала Pravda. Ru Аза Мигранян, руководитель отдела экономики Института стран СНГ. — То есть, мы получаем больше конкурентных преимуществ по выбору каналов продвижения и, соответственно, здесь мы имеем больше преимуществ. Что же касается создания данной системы как способа защиты от санкций, то, конечно, она предоставляет определенные преимущества, и мы имеем эти возможности, дополнительно получая новые формы защиты и ухода на другие рынки и на другие организационные формы, независимо от европейских стран и США".
"Если бы существовала такая площадка, где были достаточно большие объемы торговли, то соответствующая ликвидность помогала бы диверсифицировать покупателей, продавцов и иметь гарантии сбыта на более длительный период, — сказал Pravda. Ru Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития. — Это были бы гарантии сбыта на более длительный период, чем сейчас при торговле с несколькими покупателям. Мы можем торговать свопом в Латинской Америке, или, например, использовать производителей — Туркмению, страны Ближнего Востока, Австралию, то есть превратиться в своего рода мегатрейдера, используя данную площадку".
Читайте также: Станет ли Иран союзником России
Но есть ли у России техническая и финансовая база для разворачивания такой схемы? Должен быть некий технический хаб, то есть откуда это должно все идти, где храниться, это не должны быть только фьючерсные контракты, которые формируют финансовый пузырь, пояснил Сергей Пикин. Хотя и это неплохо, это подогревает цену на нефть и на газ. У России есть и поставки сжиженного природного газа (СПГ) из Сахалина и проекты по наращиванию этих мощностей, есть и проект газовой трубы на Дальний Восток. Эксперт полагает, что предложенный Игорем Сечиным проект должен заработать в полную силу к концу этого десятилетия.
"Технически это могут быть и трубопроводы и сжиженный газ, в зависимости от того, какие формы предусмотрены по соглашениям и насколько быстро будет создана эта трубопроводная система", — добавила Аза Мигранян. Кроме того, по мнению эксперта, необходима национальная платежная система, отсутствие которой делает уязвимой финансовую систему, а это чревато при любых обстоятельствах, независимо от того, есть ли санкции, нет ли санкций. Такую систему для внутреннего пользования можно ввести за два месяца, для более широкого — до полугода, согласно данным банков ВТБ-24, Сбербанка.
Однако Сергей Пикин считает, что не надо упираться в мультивалютную систему, а вести торговлю можно в юанях, так как китайская платежная система сформирована. Есть и еще один выгодный для РФ аспект сотрудничества с Ираном. "Газпром" работает в Европе по двусторонним контрактам с учетом привязки цены на газ к цене на нефть, поэтому важно не допустить туда организацию альтернативных поставок газа, а рентабельные возможны только из Катара (причем не СПГ, а по газопроводу) или Ирана. Однако катарский трубопровод проходит по территории Сирии, а Иран под санкциями и объявил о приостановке своего экспорта в Европу.
"До тех пор пока Россия будет сохранять дружественные отношения с Ираном и Сирией, российским позициям на европейском газовом рынке ничего угрожать не будет", — сказал СМИ аналитик рейтингового агентства "Рус-Рейтинг" Александр Дейнеко.
Читайте также: Десять друзей верят в Россию
А вот Вашингтон волнуется еще по одной причине. Торговля углеводородами на азиатской бирже может постепенно свести на нет мировую привязку к нефтедоллару. Обязательство стран ОПЕК продавать нефть только за доллары выгодна Вашингтону по трем причинам. Во-первых, банки ФРС получают доход от каждого выпущенного доллара, получая огромные прибыли. Во-вторых, расчеты в долларах проходят через банки США, следовательно, у Вашингтона есть эффективный механизм контроля (санкций). В-третьих, страны, получающие за "черное золото" "фантики", возвращают их в американские банки, которые имеют возможность еще раз заработать на нефтедолларовой схеме.