Накал войны в Сирии то немного уменьшается, то снова повышается. Между РФ и США уже возобновилась борьба за влияние на арабский мир. Сирийский конфликт стал во многом определяющим моментом. Когда же конфликт будет урегулирован? Об этом на видеоканале Pravda.Ru рассказывает ответственный секретарь Академии геополитических проблем Араик Степанян.
— Хотелось бы начать наш разговор с обсуждения произвола, чудовищных преступлений так называемых сирийских мятежников. Говорят, что они даже на мирных переговорах в Швейцарии избивали журналистов. Это вот что?
- Оппозиция уверена, что им позволено все и все средства массовой информации должны представлять точку зрения только представителей оппозиции. Мятежники уверены в том, что за их спиной стоят США и весь Запад и им позволено абсолютно все. То же самое мы наблюдаем и на Украине.
В Сирии Запад действительно позволяет оппозиции все — убийства самым жесточайшим способом, самосуды, расстрелы, издевательства… Им все как бы прощается и сходит с рук. Не ставится даже вопрос о созыве какого-то трибунала — Гаагского или ООН. Ни о каком наказании речи вообще не идет. Это якобы война, которая имеет свою логику… Раньше, когда люди совершали военные преступления, они пытались как-то скрывать это.
Читайте специальный сюжет "Обострение ситуации вокруг Сирии"
Современная психология войны — это наоборот демонстрировать, снять это на видео, показать свое зверство. Для устрашения противника и ради хвастовства. Это наглядно показывает, что они не боятся никакого наказания, им плевать на все эти международные суды и прочие гипотетические меры осуждения и наказания. Самое страшное, что весь вот этот "цивилизованный" Запад, который всегда ратует за демократию, свободу слова, гуманизм и общечеловеческие ценности, молчит. Наглухо. Никакие санкции к этим явным преступникам не применяют и применять не собираются.
Но если сторонник противоположной — правительственной — стороны, например, ударит дубинкой вооруженного оппозиционера, то сразу начинается крик, что это преступление и вся власть преступная, потому что поощряет и дает команду бить оппозиционеров. И начинают вводить санкции против этого человека и всего правительства.
- Почему, на ваш взгляд, такое вообще происходит в Средиземноморье? Это чья-то продуманная геополитическая стратегия, многоходовая игра? Почему началось в Тунисе, Египте, Ливии? И даже на европейской стороне сейчас бунтуют - в Греции, Испании и Италии?
- Вот именно потому, что Средиземноморье имеет большое геополитическое значение. И немного северней — Черноморье — тоже включено в большую игру. Большой Ближний Восток — термин, который ввели американцы, конкретно — американский полковник разведки Ральф Петерс. Весь этот обширный регион попадает в геополитическую ось истории, которую по закону основоположника американской геополитической школы Макиндера нужно брать под контроль. Кто контролирует рынок там, тот контролирует хартленд. Хартленд — это срединная земля Евразии, сердцевина мира — это Россия. Значит, кто контролирует хартленд, тот властвует над всем миром — управляет мировым процессом. Это стержневое пространство и одновременно основное понятие геополитической концепции. Следует обратить внимание, что геополитическим центром хартленда считается Таврида! Так в древности называли Крым.
Читайте также: Мы вам не мешаем в Крыму, а вы нам в Сирии?
Поэтому англосаксы с древности безотносительно того, какой режим, какой президент, английский премьер-министр или американский президент, эту доктрину должны претворять в жизнь. Первое, что сейчас им необходимо: контролировать этот богатый ресурсами регион, вытеснить Россию, ослабить влияние России. Отсюда вытекает уже вторая доктрина — ослабить саму Россию.
Классик стратегии морских стратегий и геополитики в целом американский адмирал Мэхэн требовал именно этого. Он придавал большое значение фактору пространства и еще в конце ХIХ века выдвинул тезис, что русских надо вытеснить с широты 35-40 к северу, где по климатическим условиям они будут вымирать. И вот эту политику, эту программу они претворяют в жизнь. Вся история прошлого века проходит через ось хартленда и к началу третьего тысячелетия они уже вплотную подошли к конечной фазе проекта.
Раньше они захватывали страны своими вооруженными силами, а потом разработали более успешную систему и технологии, позволяющие добиваться нужных целей чужими руками. Они стали вооружать оппозицию и поднимать ее на борьбу и свержение легитимной власти. Им оставалось только через эти подчиненные им силы, захватившие власть, контролировать страну. Этот метод в принципе не нов. Я уже говорил у вас на передаче, что в древнеримском варианте, в захваченной стране оставались легионеры и контролировали эту территорию. А потом Лоуренс Аравийский предложил новый вариант. Усовершенствовав первый этап — самозахват власти — он выдвинул тезис: "Надо заставить арабов воевать с арабами за интересы Британии".
Американцы стали пользоваться этой технологией, чтобы не тратить кровь своих солдат. И когда посылают свои вооруженные силы, как было в Ираке или Афганистане, американцы, даже воюя с плохо вооруженными людьми, часто подкупают генералитет. Это тоже не ново, известно со времен Александра Македонского.
— Осел с двумя мешками золота выиграет любую войну.
— Да, это их система. Технология работает. Поэтому они захватили Ирак, Афганистан, свергли Муаммара Каддафи. Попробовали Египет, Алжир, Тунис — но в этих странах по разным причинам не все хорошо сработало. Попробовали Сирию — осечка.
— Учитывая геополитический характер многочисленных конфликтов, возможно, что и в других странах черноморского и средиземноморского бассейнов в любой момент могут возникнуть очаги напряженности?
— Может. Ведь и все перечисленные военные конфликты начались совершенно неожиданно. Бассейны Каспийского, Черного и Средиземного морей — это три основные точки, где американцы ведут геополитическую игру. Они очень хотят взять их под свой контроль. Там находятся большие ресурсы, коммуникации — сухопутные и морские, морские узлы, Босфор, Дарданеллы. Все это им нужно, чтобы перекрыть выход России в южные моря. Американцы будут вести жесточайшую борьбу за этот регион.
— Вы все время говорите американцы. А есть разница в позициях между США и объединенной Европой?
— Европа — это не самостоятельный игрок. Да, они объединились. Но они не стали самостоятельными, а находятся под жестким контролем и диктатом Соединенных Штатов Америки. Европейские страны они уже давно взяли без всякой войны и манипулируют ими. А механизмы ЕС во многом позволяют им делать это намного проще.
Читайте также: Сирия смывает с себя кровь войны
— Вернемся к локальному сирийскому конфликту. Когда, на ваш взгляд, закончится эта война?
— Я думаю, что сирийский народ уже устал от войны. Значит скоро они попрощаются с иностранными наемниками. В Сирии наступит мир без США, без внешнего вмешательства. А в мирном строительстве Сирии мы поможем.
— То есть, Женева не нужна?
— Нет, это тоже нужно, хотя бы для контактов. Надеюсь, Россия, Иран, Саудовская Аравия вместе смогут помочь дипломатическому урегулированию.
— В этом году намечены выборы в Сирии. Они состоятся? Кто победит?
— Думаю, что выборы обязательно состоятся и однозначно победит Башар Асад. Он пользуется очень большим авторитетом у народа. Это будет яркая демонстрация истинной демократии и свободное волеизъявление народа. И американцам, всему Западу, придется с этим считаться.