Есть те, кто сейчас придумывает много страшилок по поводу последствий санкций Запада и изоляции России. Однако они забывают, что изоляция может стать огромным благом для страны. Подобные примеры в истории уже были. Член Совета по внешней и оборонной политике, генерал-лейтенант Александр Михайлов рассмотрел этот вопрос в эфире видеоканала Pravda. Ru.
— Александр, сейчас Виктор Янукович находится на территории Российской Федерации. Его присутствие здесь означает определенную лояльность конкретно к нему и свергнутой власти, а не к защите прав граждан русскоязычного населения. Но и отправить его на Украину нельзя. Это, вероятно, быстро закончится его гибелью. Какой выход из этой ситуации вы видите? Что мы можем сделать?
— В этой ситуации мы оказались в положении заложников. Такое случалось и раньше. Можно вспомнить Хоннекера, рижский ОМОН, который, к сожалению, наши мерзавцы передали латвийской стороне из Тюмени. Любой человек имеет право на безопасность. На сегодняшний день Янукович формально остается законным президентом Украины, как бы кто к нему не относился. А все действия должны иметь законную основу. Понятно, что оппозиция его считает уже свергнутым правителем и выстраивает свою политическую конструкцию. Конечно, и российская власть понимает, что вести с ним диалог бессмысленно, но и выдавать его самопровозглашенным властям никто не собирается.
— Что вы думаете о нынешних отношениях между Россией, Украиной, Евросоюзом и США? И об отношении наших либералов, части селебритиз и прочих "звезд", которые свято верят в международную изоляцию России и говорят, что для нас это будет гибель? Например, галерист Марат Гельман сказал, что художники в России просто вымрут, если Америка объявит свои санкции… Стоит ли обращать внимание на такие высказывания?
- Я помню очень много случаев, когда мы действительно оказывались в изоляции. И эта изоляция для России, для Советского Союза тогда была очень мощным стимулирующим фактором для развития многих направлений. Германия, например, однажды прекратила поставку в Россию труб большого диаметра. Через какое-то время мы выпустили свои трубы и сказали всем: "До свидания! У нас свои трубы есть". Мы очень часто даже расслаблялись и многое делали неправильно, когда находились в благоприятном, на первый взгляд, международном социуме.
Например, сегодня все наши сельскохозяйственные предприятия стонут, потому что мы завозим продукцию из-за рубежа. Может быть, надо не отдавать на откуп наш продовольственный рынок зарубежным производителям, не завозить сомнительные зарубежные продукты, а следует обратить внимание на собственное сельское хозяйство. Мы прекрасно понимаем, что, как говорил Александр III, у России два надежных союзника: армия и флот.
Но помимо этого еще есть такое понятие, как национальное самосознание и повышенная способность выживать в любых условиях. Мне думается, что американцы и Евросоюз завышает свои возможности. Мы обладаем колоссальными материальными ресурсами. Мы обладаем же сегодня достаточно мощной армией, системой вооружения. Любые угрозы санкциями или войной на первом этапе обязательно вызывают всплеск патриотических чувств, которые направлены на созидание внутри страны. Я не думаю, что американцы так могут нас напугать. Они кого напугали? Они напугали часть олигархической верхушки, людей, которые переместили из России капитал на Запад. И мы прекрасно понимаем, что деньги, которые там лежат, на Россию не работают.
Я знаю, что уже некоторые персонажи чуть ли не в реанимации лежат в связи с этими заявлениями американцев о блокировании счетов. Но Владимир Владимирович уже давно сказал: ребята, деньги сюда. Вот здесь у нас есть казна, наша финансовая система. Давайте здесь будем больше работать.
— А что будет с чувствительными индексами фондовых бирж и курсами валют?
— Мы, к сожалению, стали заложниками этой всемирной валюты, вынуждены каким-то образом осуществлять расчеты именно в международной зарубежной валюте. Мы, конечно, стали зависимы от этого. Я не говорю, что нужно отменять доллары, евро в Российской Федерации. Но мы прекрасно понимаем, что нам нужно выходить на свой формат. Нам нужно осознать себя и свои возможности, отстаивать свои интересы. Мы слишком долго стояли в согнутом положении. Может быть, как раз процессы, которые происходят на Украине, и такие последствия для Российской Федерации заставят немножко включать мозги. И политиков, и финансистов, и владельцев крупных предприятий. Понятно, интеграция и сотрудничество — это все замечательно, никто не спорит. Но мы должны понимать, что в любой войне, если мы вооружены зарубежной техникой, то в случае войны, когда она станет реально необходима, она может быстро или даже сразу стать бесполезной. Есть такое понятие "сервисная база". Нам могут перестать поставлять патроны, если производитель на стороне наших противников, или из-за каких-то других обстоятельств. Поэтому наша внутренняя устойчивость, наша внутренняя система безопасности должна быть самодостаточна. Уже давно пора этим заниматься.
— Зритель пишет: "Россияне и украинцы никогда не были братьями и братьями никогда не будут. Стоит ли так впрягаться?". Но украинцы тоже разные есть. Вообще, мы один народ или разные?
— Думаю, при главных наших общих психологических чертах украинцы отличаются по немногим причинам. Когда служил в армии, у нас всегда говорили: "хохол без лычки — не хохол". Потому что украинцы очень амбициозные, в отличие от многих московских или ленинградских пацанов. Украинец не мог уехать из армии, не получив, хотя бы лычку. Можно сравнить, что происходит в нашей Думе и в Раде за последние 10 лет. Насколько разные темпераменты. И разные точки зрения.
Но опять-таки мы должны понимать, что Украина неоднородна. Западная Украина очень сильно отличается от Восточной. Есть генетические различия и предрасположенность к протесту. В годы Великой Отечественной войны мы воевали с бандеровцами, гоняли по лесам лесных братьев, не только на западе Украины, но и в Прибалтике. Эти территории присоединили к Советскому Союзу только в 40-м году, сразу война, потом — послевоенное время. Население до конца даже не успело интегрироваться. А молодежь за время существования суверенных государств приобрела новые мировоззренческие установки.
К сожалению, мы видим, что эскалацию напряжения продолжается. Основой для любых переворотов является, конечно, информационная война, которая сегодня идет по всем линиям. Огромное количество дезинформации, огромное количество подмены понятий. Это и психологическая война, которая всегда направлена на деморализацию противника и поднятие боевого духа своей армии.