Загадочное исчезновение малайзийского "Боинга-777" рейса MH370 уже не одну неделю будоражит мир. В настоящее время лайнер ищут 26 стран, однако пока все безрезультатно. Версии выдвигаются разные — от реалистичных (угон или катастрофа) до фантастических (похищение НЛО). Основная версия — угон. Pravda.Ru обратилась за комментариями к экспертам.
Самолет Malaysia Airlines исчез с радаров 7 марта с 239 пассажирами на борту, в основном это были китайские граждане, но был там и один россиянин. Лайнер летел из Куала-Лумпура в Пекин и примерно на полпути, над Южно-Китайским морем, перестал выходить на связь.
Пропавший самолет ищут 42 корабля и 35 самолетов из разных стран, активно участвуют авиация и корабли Малайзии, Китая, Сингапура, Вьетнама, Филиппин, Индонезии и США. Проанализированы данные радиолокационных станций и военных радаров Пакистана, Индонезии, Индии, Таиланда. Первоначально поиски велись в Южно-Китайском море, однако впоследствии территория поисков была расширена и сейчас включает территорию 11 стран, над которыми мог пролететь самолет, в том числе Пакистан и Афганистан, Китай. Поиск также расширен до Австралии на западе и Казахстана на востоке.
Читайте также: Эксперт: "Боинг" вышел из строя из-за внешнего воздействия
В субботу премьер-министр Малайзии Наджиб Разак разъяснил некоторые моменты трагедии. Выяснилось, что все системы связи на борту "Боинга" были отключены вручную, после чего самолет был сознательно уведен с курса. Сначала была отключена система адресной связи ACARS — бортовой компьютер самолета, который собирает техническую информацию о самолете. Для отключения надо было не просто выключить тумблер, но зайти в компьютер и выбрать опцию с помощью клавиатуры.
Однако была отключена часть, собирающая информацию, но не передатчик. Чтобы выключить передатчик надо было залезть в электронный модуль под кабиной. Пилоты обычно не в курсе того, как это делается, сказал бывший член Национального совета по безопасности на транспорте США (NTSB) Джон Гоглиа (John Goglia). Таким образом, передатчик ACARS еще в течение пяти часов передавал в эфир маркеры, которые были записаны спутником. Однако эти сигналы не позволяют позиционировать самолет.
Читайте также: Боинг Malaysia Airlines мог разбиться, не долетев до Вьетнама
Затем был отключен транспондер, который отвечает за связь лайнера с гражданскими лайнерами и радарами. Транспондер передает информацию о типе, высоте и скорости воздушного судна и четырехзначный идентификационный код ответчика (squawk code). После этого второй пилот сказал в самолете "Ладно, спокойной ночи". Это были последние слова из кабины, разъяснили в понедельник органы следствия.
Хронология этих отключений и слов пилота оспаривается разными источниками. Малайзийцы настаивают, что слова были произнесены до отключения приборов, это вполне понятно, версия об угоне самолета пилотами не очень их радует. Но даже с отключенными приборами связи самолет еще может быть идентифицирован военными РЛС. Именно они зафиксировали резкий поворот лайнера на запад. Самолет совершил разворот и полетел обратно в направлении Малаккского пролива, постепенно снижая высоту полета, чтобы его не могли отследить военные РЛС. Долетев до побережья Малайзии, он либо полетел на северо-запад к Бенгальскому заливу и далее до Казахстана или на юго-запад в общем направлении на Австралию.
Американцы настаивают, что маршрут был перепрограммирован на ведение автопилотом, поэтому надо искать следы "Боинга" по двум упомянутым существующим воздушным коридорам. После того как РЛС перестали его видеть, прошло пять часов, еще два часа его сигналы принимал спутник.
Таким образом, версии упираются в вовлечение в происшествие лиц, знающих устройство самолета. Разрабатываются версии самоубийства и теракта. На подозрении — экипаж и кто-то из пассажиров. Сейчас активно сканируются биографии каждого. Среди пассажиров было несколько лиц с фальшивыми паспортами, был сделан вывод, что это иранцы. Однако затем полиция была разоблачена в подтасовке изображений. Кроме того, выяснилось, что "иранцы" были просто нелегальными иммигрантами. Китайцы "отработали" своего гражданина — уйгурца, который мог представлять исламистское сопротивление. Он тоже не вызывает опасений, но директор ЦРУ Джон Бреннан заявил, что версия теракта не исключена.
Были тщательно изучены биографии пилотов. Командир воздушного судна 53-летний Захари Ахмад Шах считается в Malaysian Airlines опытнейшим и добросовестным пилотом. Однако мотив у него мог быть. Захари Ахмад Шах был активным сторонником политической оппозиции Малайзии во главе Анваром Ибрагимом. Последний за несколько часов до вылета борта MH370 был признан виновным в содомии — преступлении в мусульманской Малайзии. Однако друзья говорят, что пилот не был фанатиком, чтобы пойти на осуществление акта "политической мести".
Читайте также: Индия приостанавливает поиски пропавшего малазийского самолета
На второго пилота 27-летнего Абдул Хамида пресса тоже нашла компромат — фото, где к себе в кабину летчик впустил понравившихся ему пассажирок. В рамках расследования в домах пилотов прошли обыски. Дома у Захари Шаха был обнаружен авиатренажер, собранный им самим. Полиция конфисковала симулятор для проведения экспертизы.
"Эта авиатрасса — это наезженный воздушный проспект, — прокомментировал Pravda.Ru Олег Смирнов, председатель комиссии по Гражданской авиации Общественного совета "Ространснадзора", заслуженный пилот СССР. — И она по всей длине оборудована радиолокационным контролем. Поэтому мне не понятно, как могут быть такие разночтения по пути следования самолета. Но в деле есть несколько фактов. Первый факт — локаторы видят цель только на больших высотах, при снижении самолета до определенной высоты, угол наклона лучей не дает возможность его отслеживать. Это и произошло. Второй факт — очень плохо работают службы безопасности в аэропорту Куала-Лумпура. Как могли пройти контроль люди с фальшивыми паспортами?! На этот вопрос ответа нет. Третий факт говорит о том, что при отклонении от курса экипаж не доложил об этом диспетчерам. Вывод — или это было сделано умышленно, или катастрофа произошла внезапно".
Олег Смирнов полагает, что раз США послали туда делегацию ФБР, значит "здесь пахнет угоном". Эксперт не думает, что первый пилот задействован в угоне — "это золотой фонд авиации, и у него нет необходимости устраивать драму в воздухе". Но если он экстремист, то тогда это вопрос к спецслужбам Малайзии, где они были? "Малайзия мечется, не помогает, а запутывает поиски", — сделал вывод эксперт. По его мнению, при совершенстве мобильной связи, если бы люди были живы, то давно бы был какой-нибудь сигнал. "Если это была не катастрофа, а угон, то уничтожили всех: и пассажиров, и экипаж, и угонщиков", — сказал Pravda. Ru Олег Смирнов.
Читайте также: Малайзия нашла доказательства угона пропавшего "Боинга"
В заключение о двух других версиях. Британский специалист в области антитеррора, бывший научный советник МВД Великобритании Сэлли Лэйвислей (Sally Leivesley) полагает, что лайнер мог стать жертвой первого в мире киберугона, то есть был угнан с помощью мобильного телефона или USB-системы, установленной "для развлечения" пассажиров пять месяцев назад на борту "Боинга". По ее словам, злоумышленники могли получить удаленный контроль над системой управления самолета. Одним из источников атаки мог стать мобильный телефон с загруженным на него набором вредоносных команд. В результате чего могли быть изменены скорость, высота и направление полета, а также отключена система спутникового обнаружения. В качестве подтверждения такого сценария эксперт привела успешный эксперимент, продемонстрированный в конце прошлого года на научно-технической конференции в Китае, пишет газета Sunday Express.
Инопланетная версия канадского сайта состоит в том, что самолет был атакован двумя неопознанными объектами (видны на экранах РЛС), был вынужден изменить курс и, достигнув определенного "окна", был "доставлен в другое измерение".