Прецедент Крыма заставит по-иному посмотреть на похожие проблемы на постсоветском пространстве. Мина была заложена, главным образом, советской властью, которая вольно провела административные границы между различными регионами. "Страдальцев" от подобных действий достаточно много: это в первую очередь Приднестровье, Карабах, Южная Осетия и Абхазия.
Ситуация, когда этнические анклавы пытаются воссоединиться со своей родиной, сложилась в Приднестровской Молдавской Республике, в Нагорном Карабахе, который юридически принадлежит Азербайджану, а де-факто управляется Арменией, в Южной Осетии и Абхазии (их независимость не признана большинством стран, однако Южная Осетия и Абхазия дотируются из бюджета РФ), а также в Ферганской долине, где территориальные споры идут между Киргизией и Узбекистаном за анклав Шахимардан в Баткенской области, населенной узбеками. А как быть с районами компактного проживания русских в Латвии, где не латышские русские общины стали консолидироваться?
Читайте специальный сюжет "Вернется ли Крым в Россию"
В Казахстане, в свою очередь, дискутируется "вопрос о потенциальном включении Узбекистана и Киргизии в состав Казахстана на правах автономий". "Большинство границ в центральноазиатском регионе не являются естественными. И в будущем все равно будет ситуация, когда их пересмотрят. Надо быть к этому готовым. Граница должна быть без анклавов. А имеющиеся спорные моменты когда-то все равно будут решены. Это может относиться и к Казахстану. Как показывает опыт Югославии, все всегда можно разделить. При соответствующем желании", — сказал казахстанский политолог Марат Шибутов порталу Total. kz.
Потенциальных конфликтов на территории СНГ много, и все они вызваны распадом СССР, который произошел с нарушением норм международного права, в частности автономиям, например, не было предоставлено право определять свою государственную принадлежность.
Читайте также: Эксперт: Все территориальные претензии возникают из-за границ, проложенных волюнтаристским путем
Поэтому понятно, почему ни от одного руководителя СНГ не поступило официального одобрения действий РФ в крымском конфликте. Прошло сообщение, что 11 марта президент Владимир Путин обсудил свои действия с партнерами по Таможенному союзу — президентами Александром Лукашенко и Нурсултаном Назарбаевым. Официальные формулировки результатов таких встреч обтекаемы и ограничиваются призывами "решать ситуацию в интересах украинского народа и всех людей, проживающих на Украине".
Белорусский МИД продолжает в своих заявлениях настаивать на важности сохранения Украины как "стабильного, территориально целостного, независимого государства". А Нурсултан Назарбаев отметил, что Казахстан, как стратегический партнер, с пониманием относится к позиции России, защищающей права национальных меньшинств на Украине, а также интересы своей безопасности.
Все это обтекаемые слова, которые позволяют толковать их как в сторону поддержки действий РФ в плане воссоединения с Крымом, так и в сторону их осуждения. О том, какие реальные опасения существуют в странах СНГ в связи с прецедентом Крыма, комментируют Pravda. Ru эксперты из разных стран на постсоветском пространстве.
Проблема пересмотра постсоветских границ была поставлена РФ раньше, в 2008 году в Грузии, считает директор Института Кавказа, ереванский политолог Александр Искандарян. Крымские события, помимо внутренней обстановки, обусловлены тем, что, начиная с 2008 года, появился некий ревизионизм по отношению к бывшим союзным республикам со стороны России. "Признание независимости Южной Осетии и Абхазии открыло ящик Пандоры". Но еще раньше произошли косовские события в Европе, которые сыграли определяющую роль, роль застрельщика сепаратизма, сказал эксперт.
Читайте также: Есть ли у Крыма право на самоопределение
"События в Крыму лишний раз показали, что те границы, которые были в СССР, они не всех устраивают. Карабах провел референдум о независимости более 20 лет назад и сами карабахцы давно сформировали собственные органы власти. Но я не думаю, что здесь сработает принцип домино, после событий в Крыму. Это же не произошло после Южной Осетии и Абхазии, Косова, Кипра. В каждом случае существуют свои локальные политические причины развития этих конфликтов", — резюмировал Александр Искандарян Pravda. Ru.
Его азербайджанский коллега Эльдар Кулиев уверен в обратном, хотя точки обострения определяет также. "Если референдум приведет к тому, что Крым отойдет от Украины, то это может побудить некоторые конфликты к развитию. Во-первых, это ситуация вокруг Карабаха и Приднестровья, — сказал Pravda. Ru исполнительный директор Всероссийского Азербайджанского Конгресса Эльдар Кулиев, в прошлом постоянный представитель Азербайджана в ООН. — Фактор Крыма может привести к непредсказуемым последствиям, потому что конфликтующие стороны не исключают и военное решение, и поэтому этот прецедент может быть искрой для возникновения серьезных очагов напряженности".
Читайте также: Белорусский политолог: Пока работают дипломаты, нет войны
"Безусловно, Приднестровье, Южная Осетия и Абхазия, Карабах тоже требуют своего решения, спокойного решения, — солидарен с коллегами Сергей Мусиенко, руководитель белорусского аналитического центра ЭСООМ (Минск). — Сегодня лидеры и люди, проживающие на этих территориях, смотрят, как будут развиваться события. Я думаю, что прецедент создается на наших глазах, поэтому сейчас идут такие мощные переговоры, подключены МИДы различных стран, идет диалог, и пусть он идет интенсивнее, потому что пока работают дипломаты, нет войны".
Эксперт пояснил, что официальный Минск не может давать оценку ситуации, потому что "для нас многие позиции в этом деле непонятны, мы, к сожалению, исключены из этого диалога и пользуемся той же информацией, что и вы — из прессы, и это, конечно, нас печалит". Нормальный диалог в рамках СНГ, в рамках союзного государства отсутствует, посетовал Сергей Мусиенко.
Читайте также: Крым оформит новый мировой порядок
О том, что ситуация непростая, говорит тот факт, что Карабах, Абхазия и Южная Осетия выразили однозначную поддержку и самоопределению Крыма, и действиям РФ на Украине. А вот власти Приднестровья, хотя раньше регулярно и обращалась за признанием, ссылаясь на высказанную на референдуме о независимости 2006 года волю народа, запретили запланированный на 9 марта митинг общественной организации "Народное единство" в поддержку "самоорганизации пророссийских сил Крыма и юго-востока Украины и решения России защитить своих соотечественников". Не потому ли, что пришедшее к власти новое киевское правительство в условиях экономической блокады уже обсуждает с Бухарестом "скорейшее решение приднестровской проблемы с учетом прямого интереса Румынии".
Вот для России и обрисовался следующий вызов. Как будет действовать Кремль в Приднестровье?