Меркель разожгла костер Майдана

Непосредственно перед обострением обстановки в Киеве, 18 февраля, случились два важных события. Это визит Виталия Кличко и Арсения Яценюка к канцлеру Германии Ангеле Меркель и перевод второго транша российской помощи в два миллиарда долларов. Меркель не имела права принимать оппозиционеров Кличко и Яценюка, которые нелегитимны, чтобы встречаться с лидерами других государств. А Россия поторопилась выразить уверенность в исходе Майдана.

Смотрите фоторепортаж: Киев в огне

Казалось, ничего не предвещало вчерашней вспышки насилия. Накануне были выполнены договоренности о взаимных уступках. Протестующие частично разобрали баррикады на улице Грушевского и освободили захваченные административные здания. А власти освободили 243 человека, задержанных в ходе протестных акций. Тем не менее, оказалось, что перемирие и частичный разбор баррикад — это подготовка к "решающему штурму". Можно было не сомневаться, что "Правый сектор", или, попросту говоря, бандиты, обязательно пойдут до конца, не зря же они создавали "сотни", вооружались и готовили коктейли Молотова.

Но повод был нужен, и им стал отказ в Раде парламентариев из Партии регионов и коммунистов обсуждать проект постановления по возврату к Конституции 2004 года, то есть возврат к парламентской республике. Интересно, что именно этот вопрос ставил перед Меркель Арсений Яценюк. Мало того, он уже говорил о "следующем шаге" — формировании коалиционного правительства. "Это новое правительство получит помощь от наших западных партнеров для того, чтобы стабилизировать финансовую ситуацию в стране", — сказал лидер "Батькивщины" после встречи с Меркель. Очевидно, заявление далеко небезосновательное.

Вернемся к вчерашним событиям в центре Киева. В ответ на действия парламентариев, боевики пошли на штурм Верховной Рады и офиса Партии регионов. Силовики пытались препятствовать. Оппозиционные депутаты призывали отправить Виктора Януковича в отставку и провести досрочные президентские выборы. Обстановка накалилась. Вечером того же дня "Беркут" начал зачистку площади Независимости, на которой собралось около 20 тысяч участников Майдана. За 18-19 февраля, по данным минздрава Украины, по состоянию на шесть утра среды, за медицинской помощью обратился 351 пострадавший, жертвами противостояний стали 25 человек.

В среду с заявлением выступил посол США на Украине Джеффри Пайет: "Политика должна делаться в парламенте, а не на улице". Однако только наивный верит официальным заверениям чиновников от политики. На словах, они за мирный способ разрешения конфликта, а за кулисами рассуждают, кого ставить на место Януковича уже сейчас, о чем свидетельствует недавний перехват телефонного разговора представителя госдепа Виктории Нуланд с тем же Пайетом. Из заявлений такого же рода можно считать слова Меркель, которая сказала, что не видит причин наложения санкций на правительство Януковича. Чего стоят ее слова, если своими действиями г-жа Меркель "наложила" на самого Януковича. Она не имела права принимать у себя Кличко и Яценюка с точки зрения дипломатического этикета, поскольку они нелегитимны встречаться на уровне лидеров государств. Не случайно Меркель весь вторник, согласно сообщению газеты Die Welt не могла дозвониться до Януковича.

Как говорится, все давно решено не в его пользу, иначе Меркель не принимала бы у себя двух оппозиционеров и не выслушивала их просьбы о том, что они ждут от Запада. Госпожа Меркель не может не понимать, что Кличко и Яценюк представляют очень небольшую часть украинского общества и де-факто узурпируют власть, считает генеральный директор Института внешнеполитических исследований и инициатив, член Общественной палаты России Вероника Крашенинникова. Она напомнила, что Кличко — это германский "продукт", его партия "Удар" была создана в 2010 году немецким Фондом имени Конрада Аденауэра, ассоциированным с Христианско-демократическим союзом (ХДС), партией Меркель. Сторонники евроинтеграции расценили (или им было прямо сказано в приватной беседе) встречу с канцлером как выражение поддержки со стороны руководства Германии и поощрение к активным действиям, к чему они приступили тут же.

"Майдан и оппозиция — это одна сторона конфликта, — сказал Pravda.Ru Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ. — Можно сколько угодно рассуждать, в какой мере кто кем командует, но это, несомненно, одна сторона конфликта. И каких-либо противостояний между Майданом и оппозицией за последние три месяца не замечено, кроме домыслов отдельных политологов. Они (Майдан и оппозиция) действуют совместно и в одном направлении. Это совершенно ясно. Может быть, так сказать, не всегда одна сторона управляет другой и выполняет ее распоряжения, это да. Но все равно цели у них общие, а не различные".

Какие интересы Германии на Украине? Это доступ на украинский рынок и к дешевой рабочей силе. В отличие от США, у которых интерес — заставить РФ отвлечься от Ближнего Востока и столкнуть две славянские и православные страны, интересы Меркель — это гораздо более прагматичные интересы и поэтому более насущные.

Теперь о втором факторе, спровоцировавшем Майдан. Россия 17 февраля устами министра Антона Силуанова объявила, что намерена предоставить Украине второй транш помощи в размере двух миллиардов долларов уже на этой неделе. Президент Владимир Путин ранее заявлял, что кредит в 15 миллиардов долларов будет выплачиваться в полном объеме независимо от того, какое будет правительство на Украине. Однако вице-премьер Игорь Шувалов и министр экономики России Алексей Улюкаев позже разъяснили кулуарно, что прохождение следующего платежа будет зависеть от позиции правительства, нового или старого. Эти "разъяснения" еще раз подтверждают тезис о том, что заявления высших государственных лиц надо всегда рассматривать сквозь лупу. Итак, перевод транша означал, что Россия уверена в стабилизации обстановки, и это заметно улучшило позиции Виктора Януковича, что оппозиции совсем не нужно.

Очевидно, что решительная зачистка Майдана теперь может спасти Януковича. И эти действия поддержит большинство украинского населения. Так, согласно данным опроса интернет компании TNS, только 16,7 процента респондентов на Украине заявили, что полностью поддерживают все активные действия протестующих. Тридцать процентов поддерживают протестующих, но не одобряют экстремизма. Сорок четыре процента высказались за мирное решение всех проблем. И 31,2 процента вообще не одобряют всего происходящего в Киеве и отдельных регионах страны. Исследование проводилось в период с 25 по 26 января 2014 года по регионам. Выборка репрезентативна. Выборочная совокупность — 1000 респондентов.

Меньшинство на Украине узурпирует власть, это противоречит всем принципам демократии и украинской конституции и подрывает нормальную деятельность государства. Да, украинцы имеют право менять власть, но в рамках выборов, президентских и парламентских, которые состоятся в 2015 году. России же надо действовать "профилактически": предоставлять объективную информацию о членстве ЕС, объяснять, чем оно грозит Украине и украинскому народу. Кроме того, нужно активно работать с украинской экономикой, выстраивать как можно более плотные экономические связи между нашими странами, сказала Pravda.Ru Вероника Крашенинникова.