Президент Франции Франсуа Олланд прибыл в США с официальным визитом. Это первый визит французского лидера с 1996 года. Предыдущий президент Николя Саркози ни разу не посещал США. Можно отметить, что встреча проходит при демонстративно дружеских отношениях. Олланд и Обама соревнуются, чтобы показать тесные связи между двумя странами.
Визит Франсуа Олланда в США стал первым официальным визитом главы французского государства за последние 18 лет. Французский сайт Rfi пишет, что "Франция представлена в Вашингтоне как давний союзник". "Франция является страной, с которой Соединенные Штаты имеют общие ценности демократии и прав человека", а "французская революция вдохновила американскую революцию в XXI веке", цитирует сайт "одного советника Барака Обамы". Однако надо отметить, что в учебниках США дело представлено наоборот: это американская революция оказала влияние на французскую.
Читайте также: Обама опять проиграл Путину
Барак Обама оказал коллеге честь как самому близкому другу — дал торжественный ужин в Белом доме. "Мы, американцы, любим все французское — фильмы, еду, вино. Но больше всего мы любим наших французских друзей, которые 200 лет были рядом с нами в борьбе за нашу свободу. Vive la France", — добавил по-французски Обама. Олланд ответил на английском. Отношения между двумя странами достигли "исключительного уровня близости и доверия", потому что стороны разделяют "общечеловеческие ценности" свободы, демократии и уважения к закону, сказал французский президент: "Мы любим американцев, хотя мы не всегда это говорим. И вы любите французов, но вы иногда стесняетесь сказать об этом".
С чего вдруг такое бурное проявление любви, несвойственное прежним президентам обеих стран? Первый момент, который надо отметить, — это то, что Обама обязан Олланду за бесспорную поддержку его позиции по международным вопросам. Но верно и обратное утверждение. Обама поддержал вторжение Франции в Мали и ЦАР, заметим, что это было сделано без одобрения французского парламента. Президенты подчеркнули, что Африка "от Сенегала до Сомали", является "самым заметным" "театром" действий их нового партнерства."Франция сегодня позиционирует себя политическим лидером Европы и ориентируется на укрепление евро-атлантической солидарности", — сказала Pravda.Ru Евгения Обичкина, профессор кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО. "В отличие от других французских президентов, которые были не только союзниками, но и оппонентами США, Олланд совершенно отказался от оппонирования. И он так любезен США тем, что он всячески демонстрирует эту готовность — быть безусловным союзником. Он готов выполнять роль "мирового жандарма", которую США сегодня тяжело выполнять в одиночку. Другие западноевропейские союзники Америки не склонны нести эту нагрузку по проведению военных и других операций вне своих границ. Пример — операции в Мали и ЦАР. Вот почему Обама так приветствует визит Олланда", — заметила эксперт.
Во-вторых, оба президента были единственными в мире, кто определенно и до конца настаивали на военном вмешательстве в Сирии. Французские газеты писали, что Обама подставил Олланда в последний момент, отказавшись наносить удар и оставив Олланда, горячего сторонника интервенции в Сирии, обороняться от критиков одного в позиции "спиной к стене". Можно предположить, что Обама хочет извиниться за то, что сначала позвал, а потом бросил на полпути. "Обама не подставил Олланда, — считает Евгения Обичкина. — Французская дипломатия с самого начала активно заявляла, что речь пойдет о самом активном вмешательстве вплоть до удара. Примерно к этой же идее на вербальном уровне склонялся и Обама". Но Франция и США так и не договорились о том, что будет после удара, в пользу каких сил он сработает и стоит ли его делать только ради устрашения Асада, пояснила эксперт. Кроме того, операция была плохо поддержана и французским и американским общественным мнением и плохо продумана с экономической точки зрения. "Олланд меня поразил, — добавила эксперт. — Он в своем выступлении присваивает себе (себе и Обаме) лавры разрешения конфликта в Сирии, а ведь все же это была победа российской дипломатии".
Читайте также: Французы обиделись на "плохих друзей" в США
В-третьих, вероятно, Олланд благодарен Обаме за поддержку во время президентских выборов 2012 года. Обама не хотел избрания действующего главы республики Николя Саркози, которого в Вашингтоне называли "ненавистный". Об этом пишет Франсуа Эйсбур (François Heisbourg), президент Фонда стратегических исследований, цитируемый BFMTV. Действительно, Николя Саркози никогда не удостаивался официального приглашения посетить Вашингтон. А Барак Обама, который был в Париже в июне 2009 года, отказался от обеда в Елисейском дворце. И все потому, что Саркози критиковал интервенцию США в Ираке и помог России решить южноосетинский конфликт не в пользу Грузии. Впрочем, эксперт Евгения Обичкина считает, что у Саркози были "очень хорошие отношения" с президентами Бушем-младшим и старшим, он с ними встречался частным образом и "именно Саркози вернул Францию в военную организацию НАТО".
В-четвертых, Олланд не очень протестовал, в отличие от канцлера Ангелы Меркель, во время скандала по поводу разоблачений Эдвардом Сноуденом АНБ. Обама ему за это должен быть благодарен. "Взаимное доверие восстановлено, и оно основано на уважении к странам, которые мы представляем, и уважении к личной жизни, личной информации, тому факту, что любой человек, невзирая на технологический прогресс, может быть уверен, что за ним не шпионят. Это принципы, которые нас объединяют", — сказал президент Франции на встрече с Обамой. Однако Обама в ответ не подтвердил, что Франция будет исключена из списка объектов слежки АНБ. "Зачем ссорится с ближайшим союзником?" — прокомментировала Евгения Обичкина. Всем понятно, что все всех слушают и все добывают сведения обо всех. Они союзники, но не занимают идентичные позиции. Взять хотя бы позицию Саркози по Ираку. Исходя из соображений реальной политики, Олланд не стал нагнетать атмосферу. К тому же Обама извинился. Противостояние принесет им скорее вред, чем дивиденды, считает эксперт. И в-пятых, здесь переплетаются экономические интересы: почти полмиллиона рабочих мест создаются французскими компаниями в Соединенных Штатах, и наоборот. Олланд очень надеется перезапустить экономику Франции с помощью американского бизнеса. "Экономическое двустороннее сотрудничество большое, но, безусловно, речь идет о политическом сотрудничестве, о том, что в холодной войне победил солидарный Запад — США и Европейский союз", — полагает Евгения Обичкина. Это их цивилизационный союз, и они всегда будут ближе друг другу, чем третьи страны, даже если у Франции с Россией особые отношения по соображениям континентальной безопасности. Но даже в этом вопросе Франция будет всегда опираться на США, например, по разведывательным спутникам — у американцев их 50, а у европейцев один. Это будет определяющим в информационной войне, которая сейчас разворачивается, резюмировала для Pravda. Ru эксперт Евгения Обичкина.
Читайте также: Как американские НКО разрушают Францию