"Есть надежда, что между Таможенным союзом и МЕРКОСУР возможно заключение соглашения о зоне свободной торговли (ЗСТ) уже в этом году", — сказал в прямом эфире "Правды.Ру" координатор Единой социалистической партии Венесуэлы и проекта "Дипломатия народов" Энри Мачука. Сильная Латинская Америка мешает США и Евросоюзу, но нужна России, почему же нет тесного сотрудничества?
В начале передачи Энри Мачука кратко охарактеризовал обстановку в Венесуэле. "Политическая обстановка в стране стабилизировалась после того, как ЕСПВ выиграла ноябрьские муниципальные выборы. Для партии оппозиции это был серьезный удар. Ее лидер Энрике Каприлес сейчас не будет действовать "резко и прямо", но это временно. "Это человек, приверженный либеральной модели, и он не будет строить новую Венесуэлу по Чавесу. Мы не можем ждать от него серьезных ответов", — заявил Энри Мачука. Он назвал президента Николаса Мадуро — "настоящим народным президентом" и сказал, что он продолжает линию Уго Чавеса на построение социального ориентированного государства. "Если ранее отчисления на социальные нужды были очень небольшими — 5-6 процентов ВВП, то сейчас они составляют 52 процента". Мачука так же отметил, что президент начал кампанию борьбы с наркотрафиком из соседней Колумбии. Принят закон сбивать самолеты, которые нарушают воздушное пространство Венесуэлы.
Читайте также: Венесуэла: олигархи атакуют социализм
Несмотря на успехи, нападки на финансовую, монетарную экономическую политику Венесуэлы в западных СМИ идут постоянно, "потому что ни США, ни Европе не нужна сильная Венесуэла и сильная Латинская Америка". Однако у них нет сильных рычагов влияния. "Мы будем продолжать самостоятельный курс и не будем обращаться в Международный валютный фонд, которому Чавес выплатил все долги Венесуэлы", — сказал активист.
Говоря в целом о Латинской Америке, и продолжая тему борьбы с наркоторговлей, Мачука отметил, что на континенте идет борьба с наркотрафиком очень нетрадиционными методами. Например, Уругвай принял закон о легализации марихуаны. "Я считаю, что этот опыт может оказаться положительным", — сказал активист. Он пояснил, что в Боливии лист коки, "это как для вас чай".
Латинская Америка состоит из 33 стран и каждая ведет независимую политику, пояснил активист. Они объединены в СЕЛАК (Сообщество латиноамериканских и карибских государств), в которое не были приглашены США и Канада, "что не очень понравилось нашим северным партнерам", сказал Энри Мачука. Вторая региональная структура — это МЕРКОСУР (Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай, и Венесуэла) и третья — недавно созданная структура — Тихоокеанский альянс (ТА — Чили, Колумбия, Мексика и Перу). И здесь мы видим противостояние боливарианизма против либерализма: "Государства МЕРКОСУР не только налаживают торговые отношения, но и помогают друг другу в области образования, здравоохранения, Альянс же прагматично занимается только торговлей". Главная идея боливарианизма — это сильная интеграция. Если это произойдет, то через 20 лет МЕРКОСУР станет 3-4 экономикой в мире, считает Мачука. В этом плане после победы левого президента в Чили (Мишель Бачелет), может решиться вопрос объединения двух блоков, это придаст Латинской Америке большую конкурентоспособность. Эквадор и Боливия начали процесс вхождения в Меркосур, и "если мы (МЕРКОСУР и ТА) к концу года достигнем соглашения о зоне свободной торговле, это будет прекрасно".
Читайте также: Мишель Бачелет замахнулась на устои США
Особая роль в регионе принадлежит Бразилии, которая входит в блок БРИКС. И здесь интересно, что "изобретатель" блока — Джим О'Нил сейчас пропагандирует новый — МИНТ (Мексика, Индонезия, Нигерия и Турция). Эксперт говорит о Мексике, как о новой силе в Латинской Америке и уже не говорит о Бразилии. По мнению Мачуки, "это картина, которую создают США со своими партнерами для того, чтобы уменьшить влияние Бразилии на нашем континенте, роль которой растет не только в регионе, но и в мире". Говоря о Мексике, партийный лидер отметил, что страна "три года назад официально решила повернуться лицом к Латинской Америке. Власти поняли, что ЗСТ, которую они создали с США и Канадой (НАФТА), не такая выгодная". Например, когда мексиканские производители помидор стали вытеснять с рынка американских, то США придумали новый налог и взвинтили цену на мексиканский товар. Однако президент Мексики не очень поддерживает остальные страны Латинской Америки и "нам просто придется ждать".
Одним из важных партнеров Венесуэлы, который разделяет идеи Боливара, является Никарагуа. Страна входит в блок АЛБА (Венесуэла, Эквадор, Боливия и несколько стран Карибского бассейна). Никарагуа начинает в следующем году строительство канала. Финансировать строительство будет Китай, на это понадобится 40 миллиардов долларов. По мнению Мачуки, Панама не очень пострадает от конкурента, "поскольку торговля растет такими темпами, что оба канала будут работать с полной загрузкой". Из других интеграционных проектов активист отметил работу кубинских врачей в Бразилии, Эквадоре, Боливии, Венесуэле. "На Кубе недавно создана вакцина от рака. На Кубе медицина построена с помощью СССР, там многие говорят по-русски", — сказал Мачука.
Читайте также: Куба и Россия "перезагрузили" отношения
Одной из серьезных проблем в отношениях между РФ и странами Латинской Америки — в отсутствии полноценной информации друг о друге, полагает собеседник "Правды.Ру". И здесь есть большой потенциал. Имидж России в Латинской Америке "довольно положительный", он мог быть лучше, и обратное утверждение тоже верно. "Мы пытаемся, например, развивать отношения с РФ, но не хватает информации, — сказал Мачука. "Я не понимаю, почему Россия не продает в Венесуэлу машины, если у нас с машинами проблемы. Я думаю, что бизнесмены в РФ не в курсе наших проблем", — добавил он. Даже в области торговли автомобилями ВАЗ, Венесуэла, могла бы покупать 10 тысяч автомобилей в год, да и Бразилия, которая 15 лет назад покупала 30 тысяч автомобилей ВАЗ, могла бы вернуться к этому типу сотрудничества. Венесуэла является вторым покупателем российского оружия. Товарооборот между РФ и Бразилией увеличился в 10 раз за последние 10 лет, конкретнее — с 1,4 миллиарда в 1992 году до 16 миллиардов в 2013.
"Представляете, если отменить таможенные пошлины, на какой уровень могут выйти наши отношения? Есть надежда, что между Таможенным союзом и МЕРКОСУР возможно заключение соглашения о зоне свободной торговли (ЗСТ) уже в этом году", — сказал координатор Единой социалистической партии Венесуэлы (ЕСПВ) и проекта "Дипломатия народов Энри Мачука в передаче "Правды.Ру" "Из-за океана".
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"