Президенты России, Казахстана и Белоруссии одобрили институциональную часть проекта договора о Евразийском союзе. Начало работы ЕврАзЭС намечено на 1 января 2015 года. Инициатива будет, несомненно, одобрена большинством граждан государств постсоветского пространства, которые, согласно опросу института Galluр, видят в распаде СССР больше негативных, чем позитивных моментов.
Успех достигнут 24 декабря в Москве на заседании Высшего Евразийского экономического совета. Институциональная часть договора определяет международно-правовой статус Евразийского Союза, цели его создания, принципы деятельности и наднациональные органы. В числе последних будет действовать исполнительный орган, Евразийская экономическая комиссия, которая получит право контроля за соблюдением единых правил конкуренции, и специальный орган Суд ЕврАзЭС, который будет решать возникающие споры. По словам президента России Владимира Путина, главной целью объединения является повышение благосостояния граждан на основе взаимовыгодного сотрудничества. "Институциональная часть договора является базовой. Она определяет наднациональные структуры и распределение функций между ними и национальными органами управления", — сказала "Правде.Ру" Аза Мигранян, руководитель отдела экономики Института стран СНГ.
После того как будет одобрена вторая часть договора, посвященная функциональной (отраслевой) политике, президенты подпишут полный текст, который по плану должен быть готов к 1 мая 2014 года. После этого документ будет направлен на рассмотрение в министерства для анализа нормативных документов, действующих в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства (ЕЭП, экономическая и политическая интеграция РФ, Казахстана и Белоруссии). Будут выработаны обязательства сторон в рамках единой экономической политики и обеспечения свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Далее договор должны ратифицировать парламенты. Итогом данной работы, заявил Путин, должно стать начало работы Евразийского Союза с 1 января 2015 года.
В заседании приняли участие президенты Армении Серж Саргсян и Киргизии Алмазбек Атамбаев, а также глава правительства Украины Николай Азаров. Высший евразийский экономический совет утвердил "дорожную карту" присоединения Армении к Таможенному союзу и ЕЭП. Также рассмотрены вопросы членства Киргизии в ТС и предоставления Украине статуса наблюдателя при ЕЭП. Заметим, что ранее президент Александр Лукашенко выступал за ликвидацию ЕврАзЭС как изжившей себя структуры, чьи функции дублируются Таможенным союзом и ЕЭП.
"Позиция Минска объясняется тем, что структуры ЕврАзЭС и Единой экономической комиссии (ЕЭК — исполнительного органа ЕЭП) в какой-то мере дублируют друг друга, но цели их работы совершенно разные. ЕЭК занимается формированием структуры евразийского сообщества, а структуры ЕрАзЭС следят за тем, как выполняются подписанные договора этой высшей ступени интеграции. Во-вторых, ЕврАзЭС включает в себя более широкий круг участников (Россия, Казахстан и Белоруссия, Киргизия, Таджикистан), чем евразийское пространство (только первые три страны)", — пояснила Аза Мгранян.
Что касается Украины, то "она входит в зону свободной торговли с ТС и в свете подписанных с РФ договоров, ее активность вполне прогнозируема", — добавила эксперт. — У нее проблемы стагнации и дефолта, и их решение будет активизировать позицию Украины в плане восстановления связей, увеличения торговых отношений, производственной кооперации. И вполне логично, что они присутствуют на ЕЭК в качестве наблюдателя. Статус наблюдателя позволит Украине более аргументированно принимать решения о своих дальнейших действиях". Надо учесть, однако, заметила эксперт, что параллельно с присутствием Азарова в Москве делегация МИДа Украины будет продолжать консультации с ЕС по интеграции с ЕС. "Работа на два фронта продолжается, но очевидно, что сейчас преобладает прагматичный подход. И если тенденция сохранится, то будет происходить сближение Украины с Таможенным союзом", — сказала "Правде.Ру" Аза Мигранян.
Интеграционные процессы на постсоветском пространстве поддерживаются гражданами этих стран. Так, Американский институт общественного мнения Gallup в период с июня по август опросил более тысячи граждан в каждой из 11 бывших советских республик (кроме Узбекистана, Литвы, Эстонии и Латвии), поинтересовавшись их отношением к распаду СССР. В целом, жители этих республик, отмечает Gallup, более чем в два раза чаще говорят, что распад "больно" отозвался на их судьбе и судьбе страны (51 процент), а "выгодным" отделение назвали 24 процента опрошенных. В Российской Федерации 55 процентов респондентов заявили, что распад СССР нанес вред России, и только 19 процентов нашли в этом выгодные стороны. На Украине эти цифры составили 56 и 23 процента соответственно, и это еще раз демонстрирует то простое правило, что Майдан и вообще любой протест не представляет мнение большинства.
Наибольший вред от отделения увидели граждане двух государств — Армении (66) и Киргизии (61), которые после развала СССР "пережили падение в нищету", пишет Gallup. Добавим, что именно эти две страны уже имеют "дорожные карты" по вступлению в Таможенный союз — низшее звено евразийской интеграции.
Только в трех странах, имеющих собственные энергоресурсы, Азербайджане, Казахстане и Туркмении, респонденты нашли, что положительные моменты отделения превалировали над отрицательными 44 против 31, 45 против 25 и 62 против восьми процентов, соответственно. По возрастным категориям, даже молодые люди, от 15 до 30 лет, полагают, что вреда было больше (33 против 30 процентов). В более старших категориях этот разрыв только увеличивается — до 76 против 11 в возрастной категории старше 65 лет. Погрешность опроса составляет ± 2,7 до ± 3,8 процентных пункта.
Его результаты говорят о том, что идея Путина об интеграции на новом уровне будет поддержана большинством граждан постсоветского пространства. Это увеличивает привлекательность ТС, который восстанавливает производственные, транспортные, экономические связи, облегчает трудовые миграции. А при экономическом росте будет способствовать решению поставленной задачи — обеспечению роста благосостояния населения Союза.