Глава российского МИДа Сергей Лавров в ходе своего рабочего визита заявил, что РФ не передаст Польше 35 томов из "катынского дела", так как они содержат не подлежащие разглашению персональные данные. Министру пришлось ответить, почему затягивается расследование дела о крушении президентского самолета. У Лаврова к полякам тоже нашлись немалые претензии, в том числе по вопросу их активной поддержки беспорядков в Киеве.
Визит Сергея Лаврова в Польшу 19 декабря проходил в рамках очередного заседания Комитета стратегии польско-российского сотрудничества. Но российский министр, вероятно, не случайно выбрал Польшу в качестве объекта своего первого визита после объявления о российской помощи Украине. Назрела необходимость поговорить с глазу на глаз, так как Польша принимает активное участие по затягиванию Украины в евроинтеграцию, является инициатором "восточного партнерства", которое недавно европарламентарии назвали провалом Евросоюза. Этим обстоятельством в Варшаве крайне недовольны. Из-за взаимных претензий страсти накалились и пресс-конференция по итогам визита едва не началась с дипломатического скандала.
"Союз хотел бы дать деньги для реформирования экономики Украины, но деньги Украине дала Россия, пусть будет так", — сказал министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский. Сергей Лавров ответил: "Украина сама должна выбрать (у кого ей брать помощь), без предупреждения невежливых гостей ", - цитирует Gazeta Wyborcza
Журналисты тут же спросили Лаврова, не имеет ли он виду под "невежливыми гостями" польских политиков, поддерживающих демонстрации на Майдане. " Разве в любой европейской столице демонстрации заканчиваются штурмом правительственных зданий? Эти мирные демонстрации, вовсе не мирные", — ответил Лавров. Сикорский в свою очередь заметил, что польские политики имеют на это (поддержку Майдана ?) полное право. "То, что в Киеве так много людей мирно демонстрирующих в пользу сближения с Европейским Союзом, мы рады, — сказал польский министр.
Лаврова далее спросили, почему Россия выступила с такой "рискованной" помощью для " нереформированной" украинской экономики. Лавров ответил, что это взаимовыгодный шаг " поскольку российская и украинская промышленность имеют тесные производственные связи" и добавил, что " помощь ближнему - христианская добродетель, и она воздастся по заслугам ". На это Сикорский ответил, что "философия" помощи Польши и ЕС Украине — другая. "Польша была готова поддержать реформы , как Украине предложил Международный валютный фонд. Россия решила поддержать украинскую экономику, пусть будет так. Мы считаем, что большим давлением, чем участие в митинге, является категорическое применение таможенных правил, которые приводят к экономическим потерям", — добавил Сикорский.
Оказывается, Польша была готова помочь Украине (интересно какими кредитами или инвестициями) с целью продвигать экономические реформы , но вот напасть, вылезла Россия со своим христианским подходом, и Украина под давлением согласилась на ее вариант. Что же касается большего или меньшего давлением, - это Украине решать, важно, что польский министр признал сам факт давления со стороны Польши.
После перепалки по украинской тематике, стороны перешли к не менее волнующим вопросам. Это "катынское дело" и дело о крушении 10 апреля 2010 года под Смоленском самолета президента Польши Леха Качиньского. Сергей Лавров заявил по второму вопросу, что "обломки будут возвращены, как только закончится следствие, я надеюсь, достаточно скоро". Однако поляки полагают, что следствие неправомерно затягивается, и журналисты попросили объяснить, с чем связан постоянный перенос сроков окончания следствия. Лавров ответил, что "расследование проводится крайне осторожно, чтобы не оставить любой двусмысленности, особенно когда давление (польское) продолжается". "Мы не хотим оставить без ответа ни один вопрос", — сказал Лавров. По его последней информации, дело будет передано в суд 14 апреля 2014 года.
По поводу "катынского дела" российский министр пояснил, Россия не передаст, как того хочет Польша, последние 35 томов катынского расследования (из 148 передала 138), так как они содержат личные данные, доступ к которым "защищен законом РФ о персональных данных", который имеется и " в других странах". Лавров добавил, что вопрос о "резне" в Катыне в судебном порядке рассмотрел в этом году Страсбургский суд по правам человека (ЕСПЧ) и поставил в нем точку.
Напомним, что в октябре 2013 года Страсбургский суд отклонил иск родственников погибших в Катыни к РФ по обвинению "в недостойном поведении при расследовании и бесчеловечному отношению к семьям погибших". Суд постановил, что статья 2 Европейской конвенции по правам человека, гарантирующая право на жизнь, в данном случае не входит в компетенцию суда, поскольку, во-первых, европейская конвенция появилась спустя десять лет после расстрела польских офицеров, а во-вторых, РФ ратифицировала ее только в 1998 году.
ЕСПЧ постановил также, что Россия не нарушила статью 3 (запрещение пыток) в отношении родственников погибших, которые указывали, что РФ обращается с ними негуманно, засекретив документы расследования. Безразличие властей к попыткам родственников найти информацию о своих близких- может считаться нарушением статьи 3, однако в данном случае суд вправе рассматривать только промежуток времени с 1998 года. К этому моменту российские власти подтвердили гибель польских офицеров под Катынью, так что не держали родных убитых в неведении, сказали судьи.
Российско — польские отношения усугубляются и еще одной проблемой — размещением в Польше американских противоракет в рамках европейской ПРО и ответными потенциальными мерами по размещению комплексов "Искандер-М" в Калининградской области. Сикорский отметил, что Польша не получала сигнала от США о прекращении их программы, тем самым подтвердив участие Польши в проекте. Он вспомнил, что Вашингтон ушел от 4 фазы модернизации европейкой ПРО, которая создавала угрозу перехвата российских МБР, что он назвал "добрым жестом по отношению к России". "Это не отказ от 4 фазы, но отсрочка, и это было компенсировано увеличением числа ракет в Тихом океане и на Аляске", — парировал Лавров. Он избежал острых вопросов по "Искандерам", поскольку президент Владимир Путин опроверг недавно появившиеся спекуляции об их размещении в Калининградской области.
Глава польского МИДа в итоге заметил, что российско — польские отношения гораздо лучше, чем пресс-релизы на эту тему. " Правильнее будет сказать, что они не черно-белые", - сказал "Правде.Ру", профессор МГИМО, заведующий отделом разоружения и урегулирования конфликтов ИМЭМО РАН Андрей Загорский. " Это очень сложные отношения, со своими внутренними течениями. Мы прошли очень большой путь сближения, начиная с 2009 года, но эмоциональный фон присутствует, поскольку по многим вопросам позиции разные. И это проявляется также в оценке событий на Украине. Разногласия по Украине стали кульминацией всех предыдущих разногласий, поэтому такой всплеск эмоций. Это возбуждающий фактор в двусторонних отношениях, который часто мешает двигаться в других направлениях", — сказал эксперт. Он подчеркнул, что в ходе визита Лаврова были подписаны важные документы, в частности план сотрудничества до 2020 года. Одним из самых больших проектов является Польский Год в России и Год русского языка в Польше в 2015 году.
Только как бы этот год не закончился так же, как год дружбы с Нидерландами.