Османизм поднял голову и увидел Балканы

 

Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил о том, что Фракия, историческая и географическая область на востоке Балкан, поделенная в соответствии с Лозаннским мирным договором 1923 года между Турцией, Болгарией и Грецией, — это "один флаг, один народ, одно государство". Турция успешно осуществляет политику неоосманизма. И все это при попустительстве и даже пособничестве балканских государств.

Эрдоган добавил, что будет продолжать инвестиции во Фракию, направленные, прежде всего, на изучение турецкого языка, культуры, поддержания культовых сооружений, сообщает турецкий телеканал Haber3. Заявление вызвало гневную реакцию болгарских и греческих политиков. Валерий Симеонов, сопредседатель Национального фронта спасения Болгарии (NFSB), выступая на болгарском радио FOCUS, сравнил заявление Эрдогана с территориальными притязаниями фашистской Германии к своим соседям и назвал заявление турецкого премьера "проявлением экстремизма".

МИД Болгарии заявил, что слова Эрдогана "не способствуют развитию двустороннего диалога, направленного на поиск эффективных и практических решений спорных проблем". " Для обеспечения добрососедских отношений между Грецией и Турцией Анкара должна уважать суверенитет и территориальную целостность всех государств в регионе. Исторические и географические экскурсы, особенно для района с сильной исторической нагрузкой, каким являются Балканы, должны проводиться с осторожностью. Греция могла бы со своей стороны дать собственных много исторических ссылок (опровергающих турецкую идентичность Фракии)", — саркастически ответил греческий МИД.

"Речь идет о разделе сфер влияния между США, Евросоюзом и рядом арабских стран на территории Балканского полуострова, определенная часть которого выделена Турции", — пояснила "Правде. Ру" Анна Филимонова, научный сотрудник Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН. Эксперт отметила, что политика Турции в этом регионе называется "неоосманской".

Читайте также: Китай готовится к исламскому террору

"Турция перешла к неоосманской политике еще 10 лет назад в связи с тем, что были утеряны надежды на вступление в Евросоюз, — сказал другой эксперт, Аджар Куртов, историк, политолог, главный редактор журнала "Проблемы национальной стратегии". — Это своеобразное возвращение к временам Османской империи в плане усиления влияния на своих соседей через мусульманские меньшинства в этих странах".

"В рамках этой концепции правительство Эрдогана пыталось доминировать на Кавказе, в странах "арабской весны", но в Египте, к примеру, не получилось. И в этом смысле Эрдоган нашел новый участок для приложения сил — Балканы и Центральную Азию, где он поддерживает контакты с представителями турецких общин, проживающих в этих регионах", — сказал Аджар Куртов.

Экспансия Турции на Балканы идет по двум направлениям — экономическом, в рамках которого идет тотальная скупка недвижимости и других объектов частной собственности, и религиозном, сказала Анна Филимонова. Турция финансирует строительство мечетей, а также радикальные, в том числе ваххабитские, движения. "Идет возрождение ислама, причем часто ислама радикального — салафитского или ваххабитского толка, финансируется массовое строительство мечетей в Боснии и Герцеговине. На территории Сербии есть территория, которая называется Рашская область, неофициальное название Санджак (по-турецки "район"). Здесь формируется новый мусульманский анклав, где тоже строятся мечети, а муллы ездят на обучение в Турцию", — добавила эксперт.

Аджар Куртов полагает, что усиление экспансионистской риторики турецкого премьера связано также с приближающимися в августе президентскими выборами. "Партия "Справедливость и развитие" находится у власти уже больше десяти лет. И те симпатии, которые она завоевала у электората, сейчас истощаются. Да, были определенные успехи в экономике, удалось зачистить политическое поле от основного оппонента — от военных. По фальсифицированным, инспирированным судебным процессам вся военная верхушка сидит в местах заключения. Однако внешнеполитические события показывают, что умеренным исламистам из правящей партии не удалось достигнуть всех поставленных целей", — сказал Аджар Куртов.

Читайте также: Как Эрдоган продает Аллаха

Поэтому если в своей политике неоосманизма Эрдоган достигнет хотя бы частичных успехов, это резко поднимет его престиж в Турции и не только — "это позволит требовать к себе большего уважения как со стороны ЕС, так и со стороны арабских государств, России и государств постсоветского пространства. Это экспансионистская политика, и она имеет четко поставленные цели", — сказал Аджар Куртов.

Надо отметить, что определенные успехи есть и они вызваны, несмотря на официальные отповеди, стремлением балканских стран к сотрудничеству с Турцией. Так, например, после того, как в мае прошлого года Сербская прогрессивная партия пришла к власти, состоялся примечательный визит супруги Томислава Миколича в Турцию, причем этот визит носил официальный характер, пояснила Анна Филимонова. Власти Сербии продемонстрировали сначала курс на особые отношения с Турцией, а затем и с другими арабскими странами. "Примечательная вещь — в Сербии идет сериал " Сулейман Великолепный", туда закачано много средств и там очень красиво рассказывается об османских завоевателях, которые покорили Балканы на целых 500 лет, а ведь это был самый мрачный период в их истории", — сказала эксперт.

Тревожно и болгарскому эксперту Алексу Алексиеву, председателю Центра балканских и черноморских исследований в Софии. "Турецкие исламисты извне и их агенты вместе с коррумпированным антиболгарским правительством, заседающим в Софии, ведут активное наступление на болгарскую государственность", — сказал Алекс Алексиев радио FOCUS.

В качестве примера он привел недавний визит в Болгарию турецкого вице-премьера Бекира Боздага, которому болгарские власти разрешили заботиться о "сотнях мусульманских культурных памятниках". Алекс Алексиев опасается, что "выявление совпадения интересов мусульманских меньшинств с интересами Турции может служить основанием для потенциального турецкого вмешательства во внутренние дела Болгарии".

Читайте также: Дело "Эргенекон", или Расправа над янычарами

Что же касается Афин, то министерство инфраструктуры, транспорта и сетей сообщения страны сообщило, что в столице начато строительство первой мечети общей стоимостью примерно в 946 тысяч евро на площади примерно 600 квадратных метров. В Афинах официальной мечети для мусульман нет с того времени, как Греция отвоевала независимость от Османской империи в XIX веке.