У США и России одна цель в Сирии — не допустить к власти радикальных исламистов, и хотя методы достижения разные, сотрудничество по Сирии может стать основанием для конструктивного развития двусторонних отношений и моделью для решения подобных конфликтов в будущем, считает руководитель Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады РАН Александр Шумилин.
"В Сирии с сентября сформировался треугольник противоборствующих сторон", — сказал в прямом эфире "Правды.Ру" Александр Шумилин. — Это силы Асада, умеренные и радикальные исламисты. И каждый из этих "углов" треугольника борется друг с другом". По мнению эксперта, "сектор умеренной оппозиции" постепенно уменьшается, радикалы же набирают силу, "у них отличное снабжение, вооружение, высокий боевой дух и свои цели"
Этот сдвиг оппозиции в сторону радикальных исламистов — очень опасная тенденция и возникла она после того, как США отказались наносить удар по Сирии, сделав ставку на ведение переговоров по уничтожению сирийского химического оружия, считает Шумилин. "Обама поддержал эти переговоры по своим соображениям, но если бы он не отменил удары, то мы сейчас бы имели другую Сирию, без Асада". После этого решения умеренная оппозиция почувствовала себя преданной Америкой, и это дало толчок к ее радикализации или к прямому переходу под знамена джихадистов, а "Асад, который был на грани падения после 21 августа (применение химического оружия в пригороде Дамаска — ред.), вдруг оказался снова на коне".
Россия и США надеются теперь что-то решить на переговорах в Женеве, сказал эксперт. "Это уже не противостояние (между РФ и США), но совсем я бы это слово не убирал, поскольку задействован фактор Ирана. Это взаимодействие с целью недопущения к власти радикальной оппозиции, разрастания конфликта, возможно, с целью его урегулирования".
Обе стороны не приемлют радикальный исламизм, как суннитского, так шиитского толка (речь идет о ливанской Хизболле, которая воюет на стороне Асада — пояснил эксперт). Этот радикализм вызывает отторжение и в Москве, и в Вашингтоне, и побуждает к диалогу. Не дать этим силам прийти к власти в Сирии — вот общая цель. Но пути ее достижения Москва и Вашингтон видят по-разному. В Москве хотели бы, чтобы Башар Асад сохранил свою власть до выборов 2014 года. Вашингтон, в принципе, не против, хотя там Асад считается "не вполне легитимным", поскольку развязал гражданскую войну. Не против, правда, с одним условием — что это не будет способствовать разжиганию конфликта. Однако, по мнению эксперта, конфликт в этом случае только усилится, поскольку сирийский президент — это одна из противостоящих сторон.
Американцы его не видят и в качестве стороны, с которой можно вести диалог на переговорах в Женеве. Появление на конференции представителей оппозиции тоже под большим вопросом. "Отдельные фигуранты от оппозиции могут появиться, но они не будут представлять реальные силы. "Реальная оппозиция вся вооружена, а те кто сидит в Париже — это не фигуранты мирного процесса".
Получается, что американцы не готовы говорить с Асадом, Асад заявил, что не готов говорить с вооруженной оппозицией, а последняя отказывается принимать участие в Женеве, если там будет Асад. Поэтому, по мнению Шумилина, организация конференции "Женева-2" под большим вопросом. "Мой прогноз — конференции в Женеве не будет. Уточню: стол — будет, напитки — будут, представители Европы и ООН — будут, а вот представителей противоборствующих сторон — не будет. То есть, возможно, РФ и США что-там проведут, но это будет собеседование представителей двух стран без участия главных фигурантов, которые должны начать процесс примирения друг с другом", — сказал Шумилин.
Рассуждая о совместных операциях РФ и НАТО в Сирии, Шумилин сказал, что они возможны и прецедент был — в Афганистане, где проводились совместные антинаркотические операции и "операции гражданского строительства". Однако, по его мнению, логичнее было бы говорить о совместных операциях под эгидой ООН, но только при принятии этой идеи всеми конфликтующими сторонами "треугольника". Шумилин считает, что среди фигурантов последнего стремления к этому нет, и пока не видно причин для прогресса. Хотя прецедент подобного сотрудничества был — в Боснии (сотрудничество Российской Федерации и НАТО в Боснии и Герцеговине в рамках многонациональных миротворческих сил, сформированных в декабре 1995 года — ред.). По мнению эксперта, последние действия РФ и США по урегулированию проблемы с сирийским химическим оружием — "это оригинально, своеобразно", и они "могут стать моделью для разработки и принятии мер в международно-правовом аспекте и на практике".
Ситуация в Сирии, тем не менее, остается очень шаткой. Да, Асаду удалось выстоять с помощью России, но его правительство не признает никто в регионе. Одновременно дан зеленый свет, прежде всего арабскими странами и Европой, на поставки оружия сирийской оппозиции. Это приведет к усилению противостояния, и военный конфликт рано или поздно закончится победой одной из сторон.
"Это вопрос времени и вопрос снабжения оружием. Если победившей стороной окажется Башар Асад, то он победит ненадолго, поскольку оппозиция перейдет к партизанским методам ведения войны. Все равно надо искать политическое решение конфликта", — сказал Александр Шумилин в передаче "Точка зрения" в прямом эфире "Правды.Ру".
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"