Американский инвестиционный фонд Franklin Templeton купил гособлигации Украины на номинальную сумму в 5 миллиардов долларов. Это рискованная сделка, поскольку доходность по этим бумагам фонду не гарантирована. Так чем же оправдан подобный риск? Политическим решением — Украина подписывает соглашение с ЕС и попадает в долговую кабалу Запада.
Пять миллиардов — это почти 20 процентов украинского внешнего долга, пишет Financial Times. The Wall Street Journal указывает, что по состоянию на 30 июня Franklin Templeton выделил на украинский долг около 2,4 миллиардов. Сумма данной сделки не разглашается.
Учитывая низкий суверенный рейтинг Украины (согласно Standard & Poor's, это "В" с прогнозом "Негативный"), украинские ценные бумаги не могут покупать пенсионные фонды. В такой ситуации традиционно основными инвесторами остаются лишь западноевропейские хедж-фонды, рассматривающие украинские бумаги как возможность разбавить портфель высокорисковыми, но более доходными активами.
Franklin Templeton к таким не относится. Эта компания стояла за покупкой долговых обязательств Ирландии. Тогда облигации были приобретены накануне кризиса в еврозоне, и после оказания Дублину помощи со стороны Евросоюза и МВФ американцы получили большую прибыль.
Однако Украина не является членом ЕС. И сейчас страна живет в ожидании ухудшения финансового положения в самое ближайшее время. Речь идет о большом бюджетном дефиците и отрицательным сальдо по текущим счетам, что уже привело к быстрому истощению валютных резервов страны. "Что касается финансового состояния Украины, то оно нестабильно, и ожидаются новые сильные колебания. Это неизбежно для страны, которая пока не поделилась ни с кем своим геополитическим статусом, а экономически очень слаба", — прокомментировал "Правде .Ру" Александр Бузгалин, экономист, доктор экономических наук, профессор МГУ.
Поэтому эта украинская сделка для фонда — очень рискованная. А Украине надо "делиться статусом" и брать кредит под эти долги, но с кем и у кого? "Украина просто не готова справиться с очередной волной оттока капитала. И ей потребуется помощь третьей стороны, будь то Россия или МВФ", — сказал Financial Times Паоло Батори, ведущий аналитик Morgan Stanley. По его словам, самый худший сценарий для Киева — когда властям придется обратиться за экстренной международной помощью — может наступить в любой момент: "На следующей неделе или в следующем месяце".
"Россия не имеет долгосрочной политики в отношении Украины, такой, которая бы привела к интеграции наших стран", — сказал "Правде.Ру" Александр Бузгалин. "В основном, эта политика диктуется интересами крупного российского бизнеса, который агрессивно борется с крупным и таким же агрессивным украинским бизнесом. Такая политика, то есть ее отсутствие, не может привести к позитивным результатам. Поэтому одноразовая акция — покупка долгов — для России не интересна. В США же, прежде всего через Польшу, присутствует постоянный интерес к поддержке Украины, как большой ресурсной базы, своего рода подбрюшья Запада, и с другой стороны в геополитической игре, в которой Запад себя всегда позиционирует против России", — говорит Александр Бузгалин.
Таким образом, Украина будет брать кредит не у РФ, а у МВФ, ЦБ Европы и действовать по ирландскому сценарию: видимо, такая схема действий и была обговорена при покупке американцами украинских долгов. Очевидно, что это возможно только после подписания договора об ассоциации с Евросоюзом, и большинство аналитиков не сомневается, что это произойдет 26 ноября на саммите " Восточного партнерства" в Вильнюсе. Уже звучат прогнозы- угрозы. "Если Украина не сможет подписать (соглашение с ЕС — Ред.), я думаю, что она столкнется с реальным риском полномасштабного экономического и финансового кризиса",- сказал Тимоти Эш из Bank Standard.
"Я не исключаю, что сейчас будет несколько политических решений американцев и европейцев с целью финансово поддержать Украину, потому что понятно, что подписание договора с ЕС очень дорого обойдется этой стране", — прокомментировал ситуацию "Правде.Ру" Константин Симонов, заведующий кафедрой "Прикладная политология" Финансового университета при правительстве РФ. По мнению эксперта, покупка украинских долгов именно из этой обоймы мер, поскольку "Россия, безусловно, накажет экономически Украину, и Украина будет ждать помощи, чтобы снять первое напряжение".
А затем "Запад с удовольствием подсадит Украину на долговую иглу, чтобы потом заставить пустить туда свой бизнес. Это их обычная тактика", сказал эксперт. На вопрос, почему Россия сама не купит эти долги и, таким образом, поможет Украине, Симонов ответил, что Украина и так в долговой яме у России.
"Например, "Нафтогаз", у него только за август 800 миллионов долларов долгов, а сколько за другие месяцы? А штрафы, которые мы можем выставить по контракту? Только по газу за этот год они составляют 10 миллиардов долларов, и мы пойдем в арбитраж", — сказал Симонов. Россия предлагала другие методы сотрудничества, перспективные, например, вступление в Таможенный Союз, но Украина избрала свой путь.
"Все время шантажировала Россию уходом в Европу, Европу — уходом в Россию, ну и доигралась, ее прижали к стенке. Украина подпишет роковой для себя договор, но это ее выбор. Поэтому мы не должны сейчас ехать в Киев с мешком денег и упрашивать Украину этот договор не подписывать. Акт экономического самоубийства нам все равно не остановить. А кредиты Запада — это такая пилюля, которая снимет остроту болезни, но смертный исход гарантирован все равно", — завершил эксперт.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"