В понедельник на площади Тяньаньмэнь в Пекине предположительно произошел теракт. Легковой автомобиль врезался в толпу, после чего загорелся. Погибли пять человек, 38 пострадали и находятся в больнице. ЧП некоторые источники в полиции связывают с уйгурами — мусульманским сепаратистки настроенным населением Китая. Неужели джихад пришел в Китай?
Во вторник, агентство Reuters, ссылаясь на информированный источник, сообщило, что происшествие было "похоже на подготовленный теракт с участием смертника". Джип символично врезался в толпу напротив портрета Мао Цзэдуна, бывшего генерального секретаря Китайской коммунистической партии и идеолога культурной революции. Площадь, на которой все произошло, также известна тем, что здесь в 1989 году китайские власти расстреляли демонстрацию студентов. Количество жертв исчислялось сотнями.
Нынешняя атака может быть связана также, по мнению полицейских источников, с предстоящим ноябрьским пленарным заседанием Центрального комитета КПК, который, как ожидается, объявит о важных экономических реформах, продолжает Reuters. Полиция разыскивает двух уйгуров и машину с номерами Синьцзян-Уйгурского автономного района.
Сепаратизм не новая проблема для Поднебесной. Вспомним Тибет, где ежегодно практикуются самосожжения, и опыт отделения Тайваня. Именно этой серьезной причиной определяется позиция Пекина по аналогичным мировым проблемам (Китай не признал независимости Косова и Южной Осетии и Абхазии) и по сирийскому конфликту. Руководство КНР опасается, что суннитский радикализм (уйгуры говорят на турецком языке) переползет в Азию и, прежде всего, в Китай.
Читайте также: Китай начнет войну, если не... развалится
Китайские власти говорят, что на территории провинции Синьцзян действует экстремистская организация "Исламское движение Восточного Туркестана", выступающая за создание независимого Восточного Туркестана. По просьбе китайской стороны Пакистан недавно запретил это и еще два исламистких движения на своей территории — Исламское движение Узбекистана (ИДУ) и Союз исламского джихада (СИД). Именно представители последнего, как информирует Reuters, могли быть причастны к атаке смертника на автомобиле. Ситуация в Синьцзяне обострилась в июле-августе, после того как полиция задержала там 139 человек по обвинению в пропаганде джихада. Аресты проводились в рамках кампании по "укреплению социальной стабильности" и "борьбе с религиозным экстремизмом", пишет газета Global Times. Другая газета China Daily сообщила, что некий крестьянин из деревни Hotan выложил в интернете "два гигабайта книг о сепаратизме", которые затем были прочитаны 30 тысяч раз. "Молодые люди легко соблазняются и манипулируются веб-сайтами с экстремистским религиозным содержанием, которые хорошо сделаны на уйгурском языке", — сказал профессор Университета Синьцзяна, цитируемый газетой.
"Эта тема (опасности исламского терроризма. — Ред.) существует в КНР лет десять-пятнадцать, — сказал "Правде.Ру" Андрей Карнеев, заместитель ректора Института стран Азии и Африки при МГУ (ИСАА МГУ) и заведующий кафедрой истории Китая. - Я только что приехал из Пекина и могу сказать, что меры безопасности на той же площади Тяньаньмэнь значительно увеличены. Сейчас там стоят металлоискатели, очень много сотрудников правоохранительных органов в штатском. Понятно, что эта площадь — символ страны и она притягивает к себе протестующих. Меры безопасности увеличены и в метро, там созданы системы контроля, как в аэропортах. Надо, конечно, подождать официального подтверждения того, что это теракт и что к нему причастны уйгуры. Но потенциально это могут быть представители и демократических движений, которые протестуют против авторитарной политики руководства, сторонники квазирелигиозных организаций, которые считают, что их права нарушают, например, "Фалуньгун", тибетские сепаратисты. То есть Китай готовится к террористической угрозе, при том что она намного меньше, чем в России".
Территория Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР богата нефтью и минеральными ресурсами и граничит с Пакистаном, Афганистаном, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном. Есть небольшой участок границы с РФ. Китайцы хорошо помнят, что мусульманские части воевали против Мао Цзэдуна за Гоминьдан и их сопротивление было подавлено только спустя девять лет после прихода последнего к власти. Поэтому проблема сепаратизма здесь решается жестко. Это отсутствие реального местного самоуправления, присутствие армии и заселение территории провинции китайцами (так называемыми ханьцами, за пять лет их количество увеличилось с 5 до 39 процентов).
Читайте также: Тунис становится землей джихада
Сепаратистское движение в Синьцзяне поддерживается Турцией и мусульманскими суннитскими организациями. Запад тоже морально и традиционно поддерживает сепаратизм в странах "условного противника", коим уже давно представляется ему Китай. Усилия китайских властей по сдерживанию сепаратистов критикуются, Далай Лама удостоился Нобелевской премии мира, а распространение Талибана и Аль-Каиды замалчивается. И мало кто знает, что представитель Аль-Каиды Абу Яхья аль-Либи назвал уйгуров "угнетенными мусульманами" и при этом подчеркнул, что Китай угрожает их самобытности, и призвал уйгуров к джихаду.