Резкий выпад азербайджанского дипломата Полада Бюльбюль-оглы в адрес российских властей на многих произвел неприятное впечатление. Причина выпада — арест Орхана Зейналова, подозреваемого в убийстве Егора Щербакова. "Правда.Ру" решила проанализировать отношения Москвы и Баку, чтобы понять — а не стоят ли за этой реакцией более серьезные причины?
Вчера российский МИД получил ноту от посольства Азербайджана. В ней азербайджанские дипломаты требуют допустить к задержанному Орхану Зейналову адвокатов, переводчика (требование странное, так как, во-первых, это и так было уже сделано российской стороной, а, во-вторых, Зейналов сам прекрасно владеет русским языком). Также азербайджанские дипломаты требуют позволить оказать консульскую поддержку подозреваемому.
За день до этого посол Азербайджана в России выступил в прямом эфире телеканала "Дождь", где упрекал российскую сторону в разжигании антиазербайджанской истерии. Это заявление вызвало недоумение в российском МИДе.
Почему азербайджанские дипломаты так заступаются за подозреваемого Зейналова? И возникшая напряженность — это явление сиюминутное? Или же это явление имеет глубокие корни?
Наибольшее возмущение в России вызвало следующее высказывание азербайджанского посла Полада Бюльбюль-оглы: "У нас тоже есть пресса, у нас тоже есть телеканалы, у нас тоже есть возможность поднять народный сход, сказать, что русский убил азербайджанца, что надо выселить всех русских, но мы же этого не делаем".
Минуточку, а на каком основании уважаемый посол решил, что погром в Бирюлеве был организован российской властью? При чем тут телеканалы — они заговорили об этом убийстве лишь после событий в Бирюлеве. И как вообще можно говорить о причастности российской власти к этим волнениям, если погромщиков подавлял российский же ОМОН? Странная позиция.
Мы проконсультировались с экспертом Института стран СНГ Михаилом Александровым:
"Азербайджанский МИД пытается показать, что они пытаются защищать своих граждан, которые проживают в России, это понятно. С другой стороны, мы должны занять твердую позицию, потому что Полад Бюльбюль-оглы договорился до того, что стал угрожать, что 100000 русских, проживающих на территории Азербайджана, могут оказаться в качестве заложников. Но посол совершенно забыл о том, что в России проживает около 2 млн азербайджанцев — если проводить обмен населением, то мы с удовольствием заберем всех русских и отдадим азербайджанцев. К сожалению, есть лоббисты Азербайджана в России, которых интересует азербайджанский газ и нефть, есть миграционные лоббисты, которые кормятся с азербайджанских мигрантов. Это мы видели как раз в Бирюлеве, где именно местные чиновники были виноваты в сложившейся ситуации.
Отношения с Азербайджаном складываются непросто — он маневрирует между Россией и Западом в геополитике. Вот, например, он попросил нашу радиолокационную станцию, которая находится в Габале, на выход, подняв арендную плату до несусветных размеров.
К тому же, Азербайджан участвует в ряде энергетических проектов, направленных против российской энергетической стратегии. Участвуют в таких организациях, как ГУАМ, тоже, по существу, направленных против России. Азербайджан угрожает войной Армении, которая является нашим союзником. То есть, с Азербайджаном отношения противоречивые.
Помимо этого не стоит забывать о том, что в Азербайджане, по сути, диктаторский режим, где нарушаются права человека, сжигаются книги человека, который находится в оппозиции к режиму. Там существует армянофобия: убийство армянина считается, можно сказать, хорошим поступком, за это награждают, квартиры дают. Такой режим — нецивилизованный, с какими-то фашистскими элементами в своей идеологии, с ним иметь нормальные отношения довольно сложно. Поэтому Азербайджан для нас — тяжелый партнер".
Да, отношения России и Азербайджана складываются достаточно тяжело — поддерживается, конечно, сотрудничество, однако в силу разнонаправленности геополитических интересов, это сотрудничество не имеет глубоких корней.
Азербайджан, прежде всего, крайне агрессивно настроен по отношению к союзникам России — Армении и Ирану. С Арменией у Азербайджана конфликт тянется еще с 1988 года, со времен Карабахского конфликта. Азербайджан до сих пор лелеет планы по присоединению Нагорного Карабаха и считает эту спорную территорию, по сути, своей: "Целями правительства Азербайджана является освобождение оккупированных территорий, возвращение вынужденных переселенцев в свои дома".
Отношения с Ираном у Азербайджана тоже весьма сложные — в Иране проживает около 15 млн этнических азербайджанцев, что не раз служило поводом для территориальных притязаний Азербайджана к Ирану. Хотя в обеих странах главенствующей религией является ислам шиитского толка, это обстоятельство не останавливает руководство Азербайджана от агрессивной политики по отношению к Ирану. Напомню, что Иран традиционно выступает в качестве политического партнера России.
Азербайджан, кроме всего прочего, активно сотрудничает в военной сфере с США. Конечно, Америка крайне заинтересована в этом сотрудничестве — Азербайджан сможет открыть для нее Каспийское море, это означает выход прямо к границам Ирана и России.
Помимо военных проектов, Азербайджан также участвует в экономических проектах, способных нанести ущерб интересам России. Это, прежде всего, проект по строительству Траскаспийского газопровода, по которому туркменский газ будет доставляться в европейские государства в обход российской территории. Евросоюз активно лоббировал это строительство — разумеется, он заинтересован в приобретении азербайджанских и туркменских энергоносителей по более низким ценам, за вычетом российских тарифов. И самое главное — это развяжет руки Западу в политическом плане. Потому что избавиться от зависимости от российского газа — важная цель для европейского сообщества.
Преследуя эти цели, европейцы позабыли даже о демократии — прошедшие выборы президента Азербайджана были названы западными наблюдателями "свободными, справедливыми и прозрачными". По мнению многих экспертов, такие оценки носят очевидно ложный характер.
Про тонкости в российско-азербайджанских отношениях "Правде. Ру" рассказала Яна Амелина, занимающаяся изучением Кавказа в Российском институте стратегических исследований:
"Конечно, азербайджанская сторона вынуждена реагировать на действия России. А Россия должна не то чтобы воспользоваться ситуацией, нет, она должна все-таки использовать ее для решения тех проблем, которые уже назрели. Должна принять серьезные меры для упорядочивания миграционной системы, не только с Азербайджаном, но и с другими государствами с неконтролируемой миграцией в Москве — то, что случилось в Бирюлеве, ясно показало, что ситуация дошла до края, это предел. Следующих народных бунтов городские власти могут уже не пережить, а это плохо и для города, и для страны, и для мигрантов тем более.
Я бы сказала, что прежде азербайджанские политические круги были самыми адекватными во всем Закавказье. К сожалению, ситуация меняется, она меняется не только в Азербайджане, но и во всем регионе, во всем мире, в сторону усиления неадекватности. То, что мы сейчас увидели — это проявление неадекватной позиции. К сожалению, это проявляется не только в частном случае с неким азербайджанским убийцей, это проявляется и в ряде других ситуациях, которые не всегда связаны с Россией, например, в отношениях с Арменией. Одним словом, азербайджанская сторона начинает немножко терять чувство реальности. России не надо пускаться в какие-то объяснения, действовать нужно с позиций силы, чтобы вернуть утраченное чувство реальности азербайджанской стороне. По-хорошему, надо этого Бюльбюль-оглы вызвать в МИД и разъяснить ему все эти моменты, раз он сам не понимает".
Мы выслушали и альтернативное мнение, которое высказал Роман Агаев, глава корреспондентского бюро SalamNews в России ( SalamNews — ресурс, посвященный распространению информации об Азербайджане за рубежом).
"Проблема в том, что многие СМИ, не дожидаясь суда и следствия, в весьма присущей им форме, делают упор на то, что Зейналов — азербайджанец. Они делают это таким образом, чтобы вызвать еще большую неприязнь и раздражение у населения, неприязнь ко всей нации. А Азербайджан указал на то, что задержание производилось очень жестко — везде показывали кадры, как его хватают, тащат… А ведь он — гражданин иностранного государства, по отношению к нему были нарушены все права человека.
Никто не отрицает того, что он преступник — азербайджанская сторона заявила о полной готовности сотрудничать. Мы все сожалеем том, что азербайджанец совершил преступление, для нас это очень неприятно. Но мы не можем не возмущаться тем, что его не обеспечили ни переводчиком, ни адвокатом. Еще до суда его окрестили убийцей! Может быть, и убийца — но при чем тут рынок? А если бы он работал в центре управления полетами — тоже бы закрыли? Вся эта кампания настолько глупа, бездарна, в ней проявляется столько национал-шовинизма! Эти вещи обязательно скажутся на самой России, приведут к ее развалу, именно по национальному признаку. Такая злоба — признак слабоумия. Давайте теперь нападем на выдающихся людей из диаспоры? Тот же рынок оказывал каждый месяц помощь детским домам, детским садам".
Необходимо отметить, что Азербайджан ведет активную пропагандистскую деятельность за рубежом: в СМИ встречаются даже упоминания о том, что эта страна проводит активную информационную пропаганду во многих странах — вплоть до США (http://www.panorama.am/ru/law/2013/10/16/sassounian/). В России тоже существует немало ресурсов, чьей основной целью является информационная защита интересов Азербайджана.
Это нельзя осуждать, это нормальная практика для любого государства, но это является признаком того, что Азербайджан имеет серьезные геополитические амбиции.
Господин Агеев упомянул в своем комментарии азербайджанскую диаспору, называя некоторых ее представителей "великими людьми" и меценатами. Допустим, азербайджанская диаспора действительно занимается благотворительностью. Но нас интересует, прежде всего, экономические и социальные аспекты существования граждан Азербайджана на территории России.
В России проживает около трех миллионов азербайджанцев, которые заняты преимущественно в непроизводственной сфере — торговле и посредничестве. Азербайджанская диаспора монополизировала торговлю на бывших колхозных рынках Москвы и прилегающих районах, а также торговлю на рынках потребительских товаров во многих других городах. Это, само по себе, не было бы проблемой — ну умеют люди торговать, ну и хорошо. Однако эти рынки — благодатная почва для экономических преступлений, коррупции, теневой экономики. Не раз СМИ писали о явлении, называемом "хавала". Это, по сути, отлаженная сеть нелегальных денежных переводов, осуществляемых в обход банковский системы и государственного контроля. Именно азербайджанскую диаспору часто обвиняют в использовании таких незаконных финансовых инструментов, как хавала. Кроме того, владельцы рынков редко бывают озадачены официальным оформлением своих работников — часто продавцами и грузчиками работают нелегальные мигранты. По мнению руководителя информационно-правового центра "Миграция и закон" Гавхар Джураевой, "обращаться в диаспору за легализацией — прямой путь в теневой сектор экономики".
О сложных отношениях России и Азербайджана "Правде. Ру" также рассказал Андрей Епифанцев, глава аналитического бюро Alte et Certe:
"Страсти сейчас перегрелись, и это ни в интересах России, ни в интересах Азербайджана, и обеим сторонам не стоит эту тему педалировать. России сейчас необходимо не допустить каких-то очевидных проявлений бестактности — как, например, было в деле армянского водителя Грачья Арутюняна, которого привели в суд в женском халате. Видимо, ему было нечего надеть, и кто-то дал ему халат — но армянская общественность взорвалась.
Важно корректно относится к таким вещам — все видели, как Зейналова били при задержании, пусть не сильно, но все равно избивали. Сказали потом, что он оказывал сопротивление, но на видео-то этого не видно.
Если мы посмотрим, у нас с каждым разом народные протесты становятся все больше и больше. Я вообще думаю, что мы сейчас находимся на пороге каких-то больших погромов, это не исключено. Это связано с тем, что у нас совершенно развалена система: Зейналов прожил в России 10 лет, половину из них — нелегально. Он даже отсидел год за ДТП, но его все равно никто не выслал. У нас все прогнило в этом отношении, нам нужно начать лучше контролировать самих себя, своих чиновников и полицию".
Коррумпированные чиновники, способные закрыть за деньги глаза на любые нарушения закона, причина многих бед. Что же до политических взаимоотношений России и Азербайджана, то российская сторона, как правило, способна идти на уступки и прощать былые обиды. В ответ на возмущения азербайджанскими дипломатами бирюлевским погромом, можно было бы припомнить Азербайджану преследования азербайджанцами русского населения во время Карабахского конфликта — сколько тогда было убито русских? Но наши дипломаты не напоминают о том эпизоде, потому что это лишь поспособствует эскалации напряженности.
Напряженность не нужна никому. Однако недавние события и реакция на них СМИ и дипломатов, вся эта ситуация обнажила давно назревавшие проблемы во взаимоотношениях двух стран, которые требуют скорейшего решения.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"