Россия сформирует в Сирии легион влияния

Около 50 тысяч сирийских христиан попросили российское гражданство. Люди не хотят переезжать в РФ, но хотят защиты своих жизней и памятников христианства. Но шансы на удовлетворение просьбы минимальны — не позволяет российское законодательство. Так, может быть, стоит изменить закон? Ведь это отличный шанс упрочить свое влияние на Ближнем Востоке.

"Мы, христиане Каламуна, проживающие в населенных пунктах Сейдная, Маара Сейдная, Маалюля и Мааруна, впервые с Рождества Христова находимся под угрозой изгнания со своей земли", — так начинается письмо, опубликованное на сайте российского МИДа. Далее приводим письмо почти полностью.

"Мы видим в Российской Федерации могучий фактор мира и стабильности во всем мире. Россия проводит твердую линию в защиту Сирии, ее народа и территориальной целостности. Мы неизменно чувствуем и поддержку Русской Православной Церкви. На протяжении веков христиане Востока знали: никто не заботится об их интересах так, как Россия. В час испытаний Россия всегда была с нами политически, экономически, в гуманитарном и иных аспектах.

Поскольку сирийское законодательство позволяет иметь двойное гражданство, нашим выбором стало обращение за получением гражданства Российской Федерации, если это возможно. Его обретение было бы честью для каждого сирийского христианина, желающего его получить. Мы будем под защитой России, если подвергнемся угрозе физического уничтожения со стороны террористов. Из около пятидесяти тысяч человек — врачей, инженеров, адвокатов, предпринимателей, — готовых подписаться под этим обращением, никто не хочет оставлять свои дома. У нас есть все необходимое, мы не просим денег.

Наше обращение не означает, что мы сомневаемся в сирийской армии и правительстве. Однако в нас вселяет страх заговор Запада и проникнутых ненавистью фанатиков, которые ведут жестокую войну против нашей страны. То, что произошло в Маалюле, стало уроком для нас.

С глубоким уважением к России и ее руководству, священноначалию Русской Православной Церкви, христиане районов Сейдная, Маара Сейдная, Маалюля и Мааруна. 3 октября 2013 года".

Читайте также: Сирия: Четыре сценария возможной войны

После прочтения письма возникает несколько вопросов. Первый содержится собственно в тексте: возможно ли это? Второй вытекает из первого: какова позиция России и РПЦ? Прецедент уже есть: два года назад с подобной просьбой к РФ обратились косовские сербы (21 тысяча подписей). Они надеялись, что Россия защитит их от албанцев и поставит заслон агрессивной политике вытеснения сербов с родных земель. Причем тогда тоже речь шла не о переселении — важен был моральный аспект поддержки. Но поручение президента РФ "разобраться с просьбой" вылилось в разъяснение, что "подобное ходатайство не может быть удовлетворено в силу норм российского законодательства". В итоге сербам Косово послали гуманитарный конвой с сухими пайками и одеялами, а бурная дискуссия в СМИ завершилась ощущением беспомощности и поражения России.

"Я думаю, что и сейчас ответ будет таким же, как и косовским сербам, — сказал "Правде.Ру" Сергей Демиденко, эксперт Института стратегических оценок и анализа. — Как мы их там защитим? Россия не имеет никаких рычагов управления в Сирии, даже если мы гипотетически предоставим им гражданство, у нас нет там ни групп влияния, и мы никак не можем воздействовать на оппозицию", — считает Демиденко. По его мнению, в советские времена такими рычагами влияния были коммунистические партии, сейчас в это понятие он включает бизнесменов, политических деятелей, которые ориентированы на Россию, с которыми работают российские дипломаты, спецслужбы, правительство.

"У нас нет там таких групп, нет и интересов. Нам Сирия интересна только с точки зрения стабилизации обстановки на Северном Кавказе и геополитического влияния. Ни военная база, ни торговля с Сирией не значатся в приоритетах внешней политики России", — считает эксперт.

Читайте также: Химоружие уничтожают, война продолжается

Хочется поспорить. А почему бы не начать формировать это влияние в лице этих 50 тысяч сирийцев, там есть несомненно и бизнесмены, и политики — и они уж точно ориентированные на Россию люди.

Хотя кто в российской дипломатии думает с перспективой и наступательно ? Тогда вопрос к тому же МИДу. Зачем снова толочь воду в ступе? Чтобы снова нарваться на комментарии: "Ну что, помогли вам ваши русские?". Или: "Ничего удивительного, сколько раз нас русские бросали в тяжелых испытаниях". Не лучше ли было нашему дипломатическому ведомству разъяснить сирийцам, что их просьба не может быть удовлетворена и не публиковать письмо? Или тогда уж пойти хоть немного дальше и выступить с инициативой в Думе — пересмотреть то самое законодательство, поскольку не мы — для законов, а законы — для нас? Ведь гражданское законодательство это не Конституция, оно пересматривается в рабочем порядке в парламенте.

Нет, возобладало желание дешевого популизма — показать миру, что у России просят защиты. На самом же деле, очевидно, что давать гражданство в неблагополучных по безопасности регионах у российского руководства сегодня нет ни политической воли, ни денег. Если же говорить об осетинах и абхазах, то они имели право на российский паспорт, поскольку не отказались от него после распада СССР и получили его по праву наследования.

А каково мнение Русской православной церкви? "Я полагаю, что здесь уместно было бы вмешаться высшей церковной власти с каким- либо поддерживающим или ходатайствующим обращением", — сказал "Правде.Ру" Андрей Кураев, диакон Русской православной церкви (Московского Патриархата), профессор Московской духовной академии. " Так всегда и было в Российской империи, например, в истории гагаузского народа, когда в начале 19 века часть тюрков приняла православие и попросила принять их в состав Российской Империи. Были и другие примеры. Такая поддержка всегда была частью нашей церковной и государственной политики. И в данном случае надо срочно принимать какое-то решение до принятия законодательной инициативы", — сказал Кураев.

Читайте также: Сирийский конфликт рванул в Найроби

Любопытно отметить, что и Андрей Кураев, и Сергей Демиденко рассуждали о возможном переселении новоиспеченных граждан в Россию. Но если Демиденко считает это одним из препятствий для удовлетворения просьбы о гражданстве в силу бюджетных расходов, то Кураев видит препятствие лишь в одном — в необходимости сделать так, чтобы не "распылять" пожелавших переселиться, а дать возможность сохранить им свою самобытность, поселив компактно.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"