Александр Чеков: Химоружие уничтожают, война продолжается

 

В Сирии под наблюдением экспертов ООН уничтожают химический арсенал. Будут ликвидированы авиабомбы, боеголовки, а также оборудование для смешивания отравляющих веществ и наполнения боеприпасов. Но война с мятежниками продолжается. Как будет развиваться ситуация вокруг Сирии? Свою "Точку зрения" для читателей "Правды.Ру" высказал политолог Александр Чеков.

— Президент США Обама заявлял, что Сирия уже никогда не будет такой, как до войны. Что он имел в виду, по вашему мнению?

— Тот факт, что Сирия не будет такой, какой она была прежде, трудно оспаривать. Но, что предстоит в будущем? Это зависит напрямую от того, насколько реально, несмотря на все миролюбивые шаги и соглашения, иностранное военное вмешательство в сирийский конфликт. Если все же оно состоится, Сирия, по моему мнению, рискует превратиться во второй Афганистан.

Потому что сирийская оппозиция очень сильно фрагментирована, там очень сильное влияние исламистов с одной стороны, там есть и умеренные силы, но главная проблема в том, что основные деньги, основные средства получают именно исламисты. В первую очередь, их финансирует Саудовская Аравия, в меньшей степени финансирует Катар — у них есть свои цели относительно Сирии, потому что огромный интерес в этом регионе.

Читайте также: Как Асад переманил на свою сторону курдов

В данной ситуации, если не будет каким-то образом внешнего вмешательства, то этот конфликт будет вялотекущим, вернее, он будет продолжаться на протяжении довольно длительного времени, пока либо у той, либо у другой силы, имеется ввиду, у оппозиции или правительства, не хватит ресурсов, чтобы полностью захватить контроль над страной. Этого, скорее всего, в ближайшей перспективе не случится. Возможно, противоборствующие стороны как-то друг с другом договорятся. Президент Асад готов, а вот оппозицию не удается посадить за круглый стол переговоров.

— Есть еще и фактор Израиля, который может стать решающим…

— Эти страны воевали друг с другом несколько раз. В целом сирийское население настроено к Израилю довольно плохо. Не сказал бы, что так, как в Палестине, например, но в целом враждебно.

Существует известная проблема Голанских высот, это та территория, которая в настоящий момент контролируется Израилем и которую Сирия оспаривает. В данном случае, я бы сказал так: Израилю этот конфликт с военной точки зрения, однозначно, невыгоден.

Что касается политической точки зрения, то в Израиле, как и в любом государстве, существуют разные течения. Одни политические силы выступают за оказание давления на режим Асада, другие — за урегулирование конфликта. Но в данный момент, я бы сказал, что Израиль ведет себя не столь активно, сколько он мог бы вести себя в этом конфликте, больше выжидает, как будет разворачиваться ситуация. Потому что в случае прихода к власти исламистов, в случае поражения Асада, Израилю эта ситуация однозначно будет невыгодна. Потому что Асад, как известно, может быть и не любимый ими партнер, но он понятен. А граничить со страной, где ее население, ее власть будет настроены радикально, принципиально против существования Израильского государства — новая мощная угроза.

— Вы упомянули Афганистан, возможно ли развитие событий, когда в страну войдут войска иностранного государства.

— Я не назвал бы такой сценарий слишком вероятным в данной ситуации, после того, как исчез формальный повод — химическое оружие у сирийского государства. Но стоит обратить внимание на Турцию, которая сепаратно способна на локальный конфликт под тем или иным предлогом. В настоящий момент, территория на границе Сирии и Турции не контролируется войсками Асада. Не известно, что поставляет Турция, в данном случае, сирийской оппозиции. И у Турции есть свои определённые интересы в регионе, особенно применительно к проблеме курдов на севере Сирии и, получается, на востоке Турции. В прямом иностранном вмешательстве по афганскому сценарию я предпосылок не вижу.

— А какова может быть позиция США, которые, как говорят многие эксперты, потерпели первый провал своих заявленных внешнеполитических планов? Готовы ли они к прямому диалогу с Сирией?

— Считаю, что какая бы то ни была военная операция в Сирии, в настоящий момент, американцам не выгодна. Как и любой западной стране. В первую очередь, в силу того, что это определённые экономические издержки. Как известно, сейчас в экономике Соединенных Штатов, в экономике других западных стран это является не маловажным фактом. И в Сирии скорее всего не сработал бы ливийский сценарий, что можно было ограничиться ударами с воздуха, а оппозиция, имея поддержку с воздуха, сама бы могла добить режим. Поэтому, это причина номер один.

Причина номер два, население Соединенных Штатов, так и западных стран, настроено, в основном, негативно к проведению какой бы то ни было военной операции в этом регионе. Я бы сказал так, что Обама ухватился, объективно ухватился за изначально высказанное  предложение госсекретаря Керри. После уже мы озвучили него, сделали предложение официально Сирии, Сирия согласилась. То есть, фактически, инициатива исходила от американцев, но сам процесс был реализован Россией, соответственно, в тесном сотрудничестве с Асадом и с сирийским министерством иностранных дел, сирийскими официальными властями. И в данном случае, я бы сказал, что это является win-win для всех как для России, так и для Соединенных Штатов.

Читайте также: Ближний Восток - минное поле для России

Пока идет диалог США с Сирией через посредничество России. Когда будет налажен открытый диалог, сказать сложно, скорее всего для этого необходимо провести конференцию Женева-2. Для возможного политического урегулирования данной ситуации, по моему мнению, американцам надо более активно вести переговорный процесс: у них есть контакты как с сирийской умеренной оппозицией, так и с радикальными ее представителями. Но если США проявят сильную политическую волю и усадят за стол переговоров оппозицию, то, возможно, этот диалог наладится. Очевидно, Асад открыт к диалогу вообще с любыми силами, с любыми государствами, не стремится каким-то образом закрыться, огородиться от политического решения этого вопроса. А этому, в первую очередь, препятствуют оппозиционеры или вооруженные мятежники, кому как нравится их называть.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"