РФ и НАТО сотрудничают на фоне Сирии

Национальный антитеррористический комитет России и НАТО провели совместные учения "Бдительное небо" (Vigilant Skies). Это редкий пример взаимодействия в условиях обострения обстановки по сирийскому вопросу, в котором стороны стоят на противоположных позициях. Что ищет альянс в сотрудничестве с РФ и Россия в сотрудничестве с НАТО?

Болевые точки в отношениях между РФ и Западом от косовского вопроса и расширения НАТО на восток были заменены на новые, такие как противоракетная оборона в Европе и Сирия. В атмосфере взаимного недоверия стороны намерены в ближайшее время "порадовать" друг друга масштабными учениями: "Стойкий джаз", под эгидой НАТО с участием 9 тысяч военнослужащих в Польше и Латвии, и "Запад-2013" — совместные учения России и Белоруссии с участием 13 тысяч военнослужащих. И все прекрасно понимают, кто выступает в качестве условного противника.

В этом контексте "историческими" можно назвать прошедшие в конце сентября совместные учения Россия-НАТО "Бдительное небо-2013" — уже вторые за последние два года. Проект под названием "Инициатива воздушного сотрудничества" существует три года и предназначен для отработки совместных действий по обнаружению и принуждению к посадке "захваченного" террористами самолета. В сценарии этих учений коммерческий рейс из Кракова, направляясь в Осло, изменил курс в направлении Санкт-Петербурга, а авиадиспетчеры из центров обнаружения в Варшаве и Москве пытались через обмен информацией узнать, что же произошло, и определить меры по ликвидации "террористической угрозы", рассказал "Голосу Америки" директор Информационного центра НАТО в Москве Роберт Пшель.

Читайте также: НАТО тренируется вести "обычную войну"

"В этом году сценарий был даже несколько сложнее, так как в нем были задействованы российские, польские и турецкие самолеты, а обмен данными проходил, в том числе, через Норвегию. Это была интернациональная команда, координируемая из разных центров, и мы отрабатывали выполнение процедур, пытаясь повысить качество координации. Учения продолжаются (с участием России и турецким самолетом над Черным морем), но уже видно, что у нас появилась реальная контртеррористическая система, которая, если, не дай Бог, произойдет что-либо из моделируемых ситуаций, поможет сделать наше небо безопаснее", — сказал Пшель.

"Это исторический момент. К России только что присоединились бойцы польского формирования," — сказал подполковник Радослав Квятковский — начальник центра координации воздушных полетов НАТО в Варшаве, после того, как российские Су-35 и польские F-16 посадили "угнанный самолет". У меня есть ощущение, что у русских отношение тоже положительное. Мы просто делаем свою работу," — сказал Квятковский корреспонденту американской газеты военной тематики Stars and Stripes.

После теракта 11 сентября в Нью-Йорке, Россия и НАТО договорились разработать специальную систему, позволяющую контролировать карту воздушного движения (около 150 километров от границы каждой участвующей страны) в режиме реального времени. "Инициатива воздушного сотрудничества" была единственной программой, не замороженной НАТО после военного конфликта в Южной Осетии 2008 года. В настоящее время сеть наблюдения состоит из четырех диспетчерских служб в странах НАТО и четырех в России, связанных между собой центрами координации в Варшаве и Москве. Сейчас стоит задача доработать правовую базу, чтобы миссия была задействована круглосуточно.

Кроме того, натовские чиновники хотят, чтобы помимо космического радара был бы задействован наземный военный радар. " Я мечтаю о том, чтобы получать информацию с (первичных) радиолокаторов слежения — сказал полковник польских ВВС Сильвестр Бартошевский, один из руководителей учений. "Нам нужно больше источников информации. Это наше будущее".

Со стороны НАТО также есть желание подключить к программе Финляндию, Швецию, Украину, Молдавию, Эстонию, Латвию, Литву и США. По мнению Квятковского, такие программы, как " Бдительное небо", могут служить примером того, как сотрудничать с Россией.

Читайте также: США в Сирии: блеф вместо аргументов

Да, Россия и НАТО взаимодействуют в воздушном пространстве, пытаясь сделать его более безопасным. Однако Москва и Брюссель в то же самое время высказывают друг другу претензии по поводу взаимного нарушения боевыми самолетами воздушных пространств друг друга. Очевидно, что и здесь взаимного доверия нет. Тем не менее, заинтересованность в диалоге присутствует. Недавно в кулуарах 68-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН состоялась встреча министра иностранных дел России Сергея Лаврова и генерального секретаря НАТО Фога Расмуссена. Обсуждали ПРО, ситуацию в Афганистане и расписание работы Совета Россия-НАТО.

НАТО явно ищет смысл существования. Организация, возникшая на противостоянии СССР и Варшавскому договору, видела этот смысл до настоящего времени в расширении на восток. Сейчас многие западные аналитики говорят, что ни Грузия, ни Украина, ни другие желающие в Альянс приняты не будут, слишком велики риски вовлечения в авантюрные проекты правительств этих стран. Достаточно Турции с ее агрессивной политикой на Ближнем Востоке. Поэтому следующим и единственным проектом со стороны НАТО является вовлечение России в сотрудничество с целью противостояния нарастающих угроз от Китая, Ирана, Афганистана, Пакистана. Как показывает практика (сильные разногласия по сирийскому вопросу), если этот союз с Россией не состоится, Альянс развалится на несколько составных частей. Этому способствует и экономический кризис, который сократил военные бюджеты членов НАТО.

Читайте также: Швеция рвется в НАТО на плечах России

Каковы интересы РФ в поиске этого сотрудничества? С точки зрения геополитики пока не просматривается приоритет интеграции с Европой над проектом евразийской интеграции, поэтому речь можно вести только о локальных инициативах, подобных "Бдительному небу". Это, прежде всего, совместные операции в Афганистане. В РФ уже ведется подготовка антинаркотических кадров и кадров для вертолетного парка Ми-17 для соответствующих служб не только Афганистана, но и Пакистана, и стран Центральной Азии. Россия добивается того, чтобы процесс планирования натовского вывода войск в 2014 году был прозрачным. "Мы будем исходить из следующего: если наши стратегические установки применительно к Афганистану будут совпадать, если у НАТО не будет собственной повестки дня в сфере безопасности, которая бы отличалась от той, которая будет выработана всем международным сообществом, то возможности для продолжения сотрудничества есть", — сказал постоянный представитель РФ при НАТО Александр Грушко радиокомпании "Голос России" .

Как видим, эти "если" очень сильны и степень недоверия очень большая, многое будет зависеть от того, как закончится сирийский конфликт, повороты могут быть самые резкие — от прорыва к стратегическому партнерству, до нового витка гонки вооружений.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"