Россиян, посещающих столицу Украины, иногда удивляет, что подавляющее большинство местных жителей, прежде всего киевлян, общаются между собой исключительно на русском языке. Здесь кроется первое разительное отличие от Тбилиси, где молодежь в большинстве своем русского языка не знает вообще, а старшее поколение использует его достаточно редко.
Такие вещи часто вводят в заблуждение многих россиян. И они уверены в том, что, если люди разговаривают на русском, да и думают на этом языке — то они однозначно будут за союз с Россией. Однако с политическими предпочтениями киевлян дело обстоит с точностью до наоборот. Парадокс, но большинство русскоязычных жителей Киева выступают за максимальное дистанцирование от России, за "европейский выбор" Украины. Россию они склонны обвинять во всех смертных грехах, а некоторые и вовсе считают ее враждебной страной. Даже на выборах они голосуют за ультранационалистические партии и кандидатов, исповедующих оголтелую русофобию. Процент же тех, кто выступает за более тесное сближение с Россией, в русскоязычном Киеве будет куда меньше, чем в грузиноязычном Тбилиси.
Читайте также: Запад подбивает Украину прыгнуть с крыши
Таким образом, можно говорить о существовании на Украине русскоязычной и русскокультурной антироссийской общности. И эта общность не только многочисленная, но и чрезвычайно влиятельная. Среди узкого круга самых влиятельных людей на Украине, контролирующих экономику, спецслужбы, министерства и ведомства, украиноязычных людей нет вообще. Практически вся элита между собой общается исключительно на русском языке, оставляя украинский лишь для "официоза". Тем не менее, ее антироссийские действия и антироссийская политика — это реальность.
Такой феномен очень хорошо объясняет украинский политолог Михаил Погребинский:
"Из Украины сегодня на наших глазах делается "другая Россия". Страна с русским языком общения и даже с русским менталитетом, но принципиально иной геополитической ориентацией. Это та же Россия, где в той или иной мере внедрены "европейские" ценности и европейская пошляческая система, которая по своей культуре принципиально отлична от Российской Федерации. Смысла же делать из той же Грузии "третью Россию" особого нет. Хотя бы потому, что это нерусскоязычная страна. Как бы московские либералы не превозносили реформы Саакашвили, образцом для подражания Грузия для российского общественного мнения не стала".
В такой "второй России, своеобразной очищенной от имперскости и великодержавия", "России-лайт" заинтересован прежде всего Запад, который не хочет реинтеграции Украины и РФ в новую сверхдержаву. Исходя из вышесказанного, становится понятным, почему в настоящее время Запад так заинтересован в подписании соглашения об ассоциации Украины и ЕС и одновременно делает все возможное, чтобы отвратить украинскую элиту от интеграции Украины в Таможенный союз. Ведь в таком случае на горизонте вновь появляется перспектива "Великой России", а проект "России-Лайт" из Украины не получится. По мнению того же Михаила Погребинского, если украинский проект "другой России" будет реализован, то он станет примером для собственно Российской Федерации и ее элиты. Вот, дескать, посмотрите, живет страна, стала частью европейского сообщества, отринула геополитические амбиции — и неплохо живет.
Нужно учесть, что большинство жителей России до сих воспринимают Украину и украинцев как часть своей страны и заграницей не считают. Иное дело — другие бывшие союзные республики. К примеру, та же Грузия, как и Украина — страна преимущественно православная. И ее верхушка еще во время уходящего президента Михаила Саакашвили заявила о своем "европейском выборе". Но дело в том, что жители России уже не считают Грузию частью своей страны. Грузия — "отрезанный ломоть". Таково мнение значительного числа россиян. И то, какое направление геополитического развития изберет этот "ломоть", мало кого особо трогает. Кроме того, обыватели вообще-то не особо отличают между собой кавказские народы. Некоторые путают между собой грузин, армян, азербайджанцев, северокавказцев, и толком не могут сказать, в чем между ними различие. Поэтому как не делай из Грузии "образцовую западную страну" (что очень сложно, учитывая ментальность населения), толку для российского общественного мнения и российской элиты не будет никакого. И совсем другими могут быть последствия "вестернизации Украины".
Читайте также: Грузия признала, что развязала войну в 2008-м
Очень хорошо высказался об кавказских народах киевский общественный активист, лидер движения "Православный выбор" Дмитрий Жуков:
"Грузия в сознании и русских, и украинцев, страна азиатская. Это не зависит от того, сколько бы ее элита не заявляла, что они европейцы. И ничего плохого в этом нет. Подобно другим азиатским народам, грузины преданы своим традициям, они более религиозны, чего, к сожалению, не достает многим украинцам и русским.
Но "своими" русские в большинстве своем грузин не считают. Слишком различны их происхождение, язык, ментальность. Русские считают грузин братским православным народом, но не более того. Русским людям, которые знают грузин, тяжело видеть, как Грузия переходит под контроль Запада, становится враждебной России. Но особой трагедии в этом большинство не видит.
Иное дело Украина и украинцы. Русские в большинстве своем воспринимают украинцев братьями, многие считают друг друга неотъемлемой частью прежде единого народа. На ментальном уровне между русскими и восточными украинцами нет различия вообще. Поэтому русским будет больно потерять Украину, особенно, если Украина станет явно враждебной России. Русское сознание может смириться с потерей Грузии — но не смирится с потерей Украины.
Если вместо этой потери к России присоединятся и Грузия, и все другие советские республики, то потери Украины это не компенсирует. И особенно больно людям с русским сознанием в Украине видеть духовное отчуждение Украины от России. Больно видеть, когда твои друзья. соседи, родственники, разговаривая исключительно на русском языке в душе становятся России врагами. Происходит "ирландизация" Украины, у нас масса русскоязычных людей, ненавидящих русских и Россию. Как в Ирландии англоязычные люди, не знающие ирландского, ненавидят англичан.
Относительно "любви" таких украинцев к Грузии и к грузинам. К сожалению, почва этой любви очень зыбкая, скорее это попытки подружиться на почве ненависти к России. И во время конфликта 2008 г. такие русскоязычные, но русофобские украинцы почему-то очень полюбили Грузию. А сегодня, после того как в Грузии поменялось правительство и новая власть делает шаги навстречу России — в Грузии такие русофобы разочаровались. Говорят, что грузины поддались Кремлю. Поэтому так опасно, если между Украиной и Россией обострится вражда".