Еще совсем недавно практически не оставалось сомнения, что США ударят по Сирии, особенно после сообщения о применении химоружия. Пока мир готовился к войне, президент России предложил единственно верное решение, которое помогло избежать кровопролития. Этим он в очередной раз доказал, что Россия является миротворцем в истинном смысле этого слова.
Россия спасла мир
В эти выходные из Женевы пришли позитивные новости как для самой Сирии, так и для всего мира. Достигнутое российско-американское соглашение по химическому оружию подразумевает возможность его полной ликвидации в Сирии. Наряду с этим даже самые ярые критики нашей страны заговорили о том, что власти России проявили талант миротворца и смогли тем самым значительно упрочить собственные позиции на Ближнем Востоке. Так, в частности, считает экс-кандидат в президенты Соединенных Штатов консерватор Джон Маккейн.
В минувшую субботу глава российского МИД Сергей Лавров и Джон Керри, госсекретарь США, в Женеве объявили о том, что российская и американская делегации решили поставленные президентами двух государств задачи по установлению контроля со стороны международных сил над химическим оружием в Сирии. Отметим, что напряженные переговоры длились более двух суток. Когда будет установлен международный контроль над запасами отравляющих веществ (именно об этом сказано в плане, оговоренном между США и Россией), их уничтожат.
Лавров отметил, что согласованный по сирийской проблеме документ стал компромиссным, консенсусным и профессиональным. В рамках данного соглашения предполагается, что в течение недели Сирия представит полный список химического оружия, а затем максимально возможный объем этого вооружения будет вывезен из страны. США и Россия договорились о том, что специалисты Организации по запрещению химоружия должны к ноябрю закончить инспекцию в Сирии. Все материалы и техника, связанные с химическим оружием, будут полностью ликвидированы в первой половине следующего года. Лавров также подчеркнул, что сирийские власти начнут выполнять это соглашение даже раньше, чем это им предписано.
Читайте новости: Инспекторы ООН нашли в Сирии следы зарина
Позиции России на Ближнем Востоке укрепляются
Политические оппоненты нашей страны констатируют очевидные успехи российской дипломатии. К примеру, влиятельный сенатор Джон Маккейн, являющийся частым критиком властей России, в интервью телекомпании NBC признал, что благодаря достигнутой договоренности, Россия на Ближнем Востоке заняла такое положение, которого у нее там не было с семидесятых годов прошлого столетия. Отметим, что Маккейн относился к числу "ястребов" в американском Конгрессе, которые поддерживали силовой вариант развития событий в Сирии.
Но российские эксперты говорят о том, что Маккейн в своих высказываниях лукавит, поскольку Россия всегда имела и имеет по сей день прочные позиции в этом регионе. Такого мнения, в частности, придерживается Ирина Звягельская, профессор МГИМО, главный научный сотрудник Института востоковедения РАН.
"С одной стороны, российское предложение по урегулированию сирийского конфликта действительно оказалось очень востребованным и соответствующим общей международной ситуации. Но самое главное, российское предложение помогло перевести ситуацию в Сирии из военной в политическую плоскость".
Однако, по мнению Звягельской, Маккейн преувеличивает. "У Советского Союза, а потом и у России всегда были сильные позиции на Ближнем Востоке, — считает эксперт. — Что касается СССР, то это была мощнейшая супердержава, имевшая в регионе преданных союзников и обладавшая достаточно сильными позициями. После распада Советского Союза Российская Федерация немного утратила эти позиции, но даже в постсоветский период Россия пользовалась определенной поддержкой государств региона. По некоторым направлениям у России сложилась гораздо более предпочтительные позиции, нежели были у СССР. Например, отношения с Израилем, которые власти России смогли вывести на совершенно иной уровень".
Читайте также: Саммит ШОС: Иран наконец получит С-300?
Россия, по мнению Звягельской, довольно успешно поддерживала отношения с различными участниками ближневосточного процесса — "ХАМАС, Израиль, Сирия, Иран, государства залива и так далее, эту особенность российской политики отмечают все наблюдатели".
"Поэтому сказать, что только благодаря сирийскому предложению Российская Федерация смогла стать игроком, а до этого была никем, — точно нельзя, — уверена эксперт. — Наша страна смогла выступить с подобным предложением по Сирии потому, что как раз является очень влиятельным игроком на Ближнем Востоке".
Со словами Звягельской согласен и Анатолий Егорин, профессор Института востоковедения РАН. Он убежден, что сегодня Россия занимает очень сильную позицию в регионе.
"Россия сейчас занимает на Ближнем Востоке все более сильную позицию, — отмечает Егорин. — Наш вес теперь значительно отличается от того, который был в прошлом, когда нам приходилось оглядываться на некоторых игроков в этом регионе, чтобы никого там не обидеть. Наконец, мы поняли, что это российская политика, в которой мы можем делать свои предложения. Если с ними кто-то не согласен, мы готовы спорить и отстаивать собственную позицию".
Своими действиями Путин спас весь мир и… Обаму
Путин своим предложением спас не Асада, а Обаму — именно так должны были комментировать СМИ США результат российско-американского соглашения. Имидж России в мире существенно вырос, и в этом Путину невольно помог американский президент… Своим явным нежеланием начинать войну и постоянными метаниями, Обама позволил Президенту России не просто перехватить инициативу, а навязать свою игру. Владимир Путин доказал, что является более самостоятельным лидером, нежели его заокеанский коллега, и имеет больший опыт в мировых делах. И в тот момент, когда Штаты занесли кулак для удара, неожиданно все изменилось…
Баскетболист Обама замешкался с мячом, и этой ситуацией воспользовался дзюдоист Путин, обернув силу броска своего противника против него самого. Всем стало понятно, что Обама теперь не сможет провести результативного броска.
Было очевидно, что на Обаму давили. Он не хотел развязывать войну, которая могла стать началом серьезного конфликта. Трудно сказать, кто именно толкал американского президента к войне — международная олигархия, которая хотела подыграть усилению Саудовской Аравии и форсировать конфликт с Ираном, либо чисто американские ультраимпериалисты, которые считают постоянное нагнетание обстановки в мире единственным способом сохранить Штаты в положении "мирового управителя".
Конгресс США не поддерживал военной операции, общественность тоже была против, считая, что нельзя постоянно воевать, дома тоже достаточно проблем. Это усиливало сомнения Обамы, который понимал, что удар по Сирии пока невыгоден Штатам. Если бы он пошел на открытый конфликт с Конгрессом, а также общественным мнением, это бы стоило ему очень дорого — вплоть до импичмента, поскольку в США есть много недовольных правлением Обамы.
Читайте также: Иран: США должны заплатить за "Проект Аякс"
Таким образом, президент США оказался заложником своих слов о "красной линии" и архитектуры глобалистского мирового порядка. Но он очень не хотел лично отдавать приказ о военной операции.
Путин умело воспользовался сложившейся ситуацией, поскольку как профессиональный вербовщик умеет интуитивно чувствовать слабые места соперника. В получасовом разговоре на саммите в Питере Владимир Путин протянул руку помощи Обаме. Взятие под контроль сирийского химического оружия позволит президенту США отменить операцию. Он все равно вышел из ситуации со значительными имиджевыми потерями, однако не стал инициатором серьезного регионального конфликта.
Путин с Обамой, как когда-то Хрущев с Кеннеди, смогли отодвинуть мир от края пропасти, только в этот раз Америка сама его туда подвела. Россия получила огромный репутационный выигрыш в глазах мирового общественного мнения, доказав в очередной раз свое умение решать вопросы мирным путем и находить выход из, казалось бы, безвыходных положений.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"