Информационное агентство "Синьхуа" распространило новость, которую ожидали в стране более года. Высокопоставленный китайский политик Бо Силай, которому было предъявлено обвинение во взяточничестве, коррупции и злоупотреблении властью, предстал перед судом. Уголовное преследование бывшего секретаря КПК в городе Чунцин инициировала сама партия.
Суд над опальным политиком начался в четверг 22 августа в городе Цзинане. По сообщениям местных СМИ, на суде присутствуют пятеро родственников Силая, 19 журналистов и еще 84 человека. Слушания, как ожидается, продлятся два дня, приговор же будет вынесен ориентировочно в начале сентября.
В ожидании суда наблюдатели были сосредоточены на двух основных вопросах: можно ли рассматривать суд над Бо Силаем в качестве примера борьбы с коррупцией и какова будет судьба политических фракций, которые боролись за освобождение Бо. Считается, что в Китае политическая и судебная власти неотделимы друг от друга, поэтому для председателя КНР Си Цзиньпина данный судебный процесс — это очередная возможность продемонстрировать миру верховенство закона над постами и заслугами.
Китайское понимание "верховенства закона"
Правительство Китая и большинство рядовых граждан страны рассматривают закон как один из вариантов систематизации правовых норм. В лучших китайских традициях верховенства власти Бо Силай и сам нередко пренебрегал правовой защитой политических оппонентов, хотя многие соотечественники до сих пор считают его "великим" человеком.
Газета коммунистической партии "Жэньминь жибао" со своих страниц провозгласила, что Китай является социалистической страной, где правит закон, но который все же не будет попирать достоинство и авторитет своих граждан. Разрыв китайских юридических норм с правовыми традициями допускает предположение о косвенной смене мышления в направлении верховенства закона.
До сих пор тактика истребования нормативных процедур пользовалась популярностью только у обвиняемых. Похоже, что эти времена уходят. Основная часть обвинительного процесса над Бо Силаем, в том числе действия судебных органов, внимательно анализировались широкой публикой. Многие политологи сходятся во мнении, что приговор был вынесен заблаговременно, а правовое зрелище ангажировано политическими интересами властной элиты.
Читайте также: Китай проигрывает в борьбе с коррупцией
Преднамеренное затягивание судебного разбирательства также вызвало недоверие относительно справедливости суда. Предполагается, что официальный Пекин намерен использовать судебный процесс в качестве устрашения сторонников Бо Силая: теперь понятно, что Бо не выше закона. Но как насчет остальных?
Обвинение против Бо должно было прозвучать, чтобы подтвердить способность Си Цзиньпина выступить в качестве лидера страны. Падение Бо Силая привело к возникновению обеспокоенности в определенных кругах — и не в последнюю очередь потому, что многие из высшего руководства страны подозреваются в коррупции, хотя дела против них еще не открыты.
Левые партийные лидеры испытывают ностальгию по первым дням коммунистического правления, когда "служение народу" являлось своего рода средством разбогатеть. После своего назначения в 2007 году партийным руководителем коммунистической партии в городе Чунцин харизматичный Бо, сын вице-премьера, взял направление на экономический рост государства, ничем по сути не отличающееся от заповедей Мао.
Сегодня многие китайцы полагают, что Силай сделал для Китая много хорошего, под суд же попал потому, что выпал из политической игры, а не потому, что был коррумпированным чиновником. Бо Силай в попытке заработать более мягкий приговор и затушить скандал в партии согласился признать себя виновным по двум из трех предъявленных ему обвинений: коррупции и взяточничестве. Злоупотребление властью политик отрицает, что дает ему возможность примерить на себя маску жертвы политических интриг.
Судьба Бо Силая была предрешена?
Бо Силая обвиняют в получении 20 миллионов юаней (3,3 миллиона долларов США) в виде взяток, хищении пяти миллионов юаней государственных средств, злоупотреблении властью. В 2011 году, когда Бо являлся главой КПК мегаполиса Чунцин, британский подданный и бизнесмен Нил Хейвуд был найден мертвым в номере своего отеля, следствие показало отравление.
Основными подозреваемыми в этом деле оказались жена Силая Гу и бывший начальник полиции Ван Лицзюнь. Китайские власти запретили иностранным СМИ присутствовать на процессе, на суде фигурировали только два британских дипломата и китайский адвокат, представляющий интересы семьи Хейвуда. Суд над Гу Силай длился один день, вердикт и приговор были объявлены через десять дней. Ей дали условный смертный приговор, предусматривающий возможную смену на пожизненное заключение.
Сегодня госпожа Силай выступает в качестве ключевого свидетеля по обвинениям против своего мужа. Лица, близкие к семье, утверждают, что Бо угрожал развестись с ней, если та появится в суде или даст письменные показания. Братья и сестры Бо расходятся во мнениях, как вести дело и стоит ли поддерживать тесные отношения с опальной семьей. Родственники попытались нанять для защиты нескольких юристов, но только двое из них были утверждены судом. Адвокат, назначенный представлять интересы Бо, сказал, что ему отказано в разрешении выступать от имени Бо.
Важно отметить, что Бо Силай является одним из нескольких высокопоставленных чиновников правящей партии, которым в последние годы были предъявлены обвинения в коррупции. Другие осужденные партийные боссы — бывший министр путей сообщения Лю Чжицзюнь, Цай Бинь — бывший политический комиссар Гуанчжоу, который был признан виновным после того, как следователи обнаружили, что в собственности его семьи находится более 20 домов. Подсудимый Бо Силай в ходе процесса настаивал на открытом судебном разбирательстве и возможности защищаться самому.
Как отмечает New York Times, китайская судебная система находится под контролем Коммунистической партии, поэтому судьба Силая предрешена. В любом случае, виновен Бо Силай или нет, существует реальная вероятность того, что чиновник и подобные ему должностные лица могут рассматриваться как угроза авторитету руководства и преследоваться на фоне внутрипартийной борьбы за власть.
Борьба с коррупцией или борьба за власть?
Сегодняшний лидер Китая Си Цзиньпинь пытается претворить в жизнь ряд важных экономических реформ, в том числе реформу банковского сектора, вывод на финансовый рынок частных игроков, изменение процентной ставки, повышение конкуренции в ключевых отраслях промышленности, где сейчас доминируют государственные гиганты.
Риск заключается в том, что сторонники Бо могут оказаться тормозом на пути преобразований, которые способствуют укреплению частного бизнеса и развитию рыночных сил. Левые с глубоким подозрением относятся к частному предпринимательству, полагая, что именно оно привело к неравенству доходов, от которого страдает современный Китай.
Председатель КНР Си Цзиньпинь не имеет большой практики закулисной работы в политических фракциях, взаимодействия с мощными лоббистскими группами и военными, при этом Бо Силай располагает сторонниками и сочувствующими в партии, в правительстве и у военных. Хотя Си Цзиньпинь до сих пор не полностью укрепил свой политический авторитет, вряд ли в Коммунистической партии Китая, чьи члены подбираются на основе лояльности и умения следовать инструкциям сверху, грянет открытая война.
Как отмечают некоторые политологи, Цзиньпин сильнее, чем его предшественник Ху Цзиньтао, который в тени Цзян Цзэминя правил страной на протяжении десяти лет. В течение 25 лет Си Цзиньпин курировал деревни, округа, города и области Китая, вывел три динамично развивающихся региона (Фуцзянь, Чжэцзян и Шанхай) на экономический уровень европейских стран.
Си Цзиньпинь отличается от своих коллег трудным деревенским детством и позиционирует себя как "простой человек". Он посетил 47 стран и призвал Китай сократить разрыв между тем, где он находится сейчас, и тем, куда ему следует идти. Смещение Бо Силая показывает, что Си Цзиньпин, возможно, будет стараться вывести Коммунистическую партию КНР на путь реформ, а не назад к маоистскому популизму.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"