Британцы гордятся тем, что их демократические права так же незыблемы, как Тауэр над Темзой. По всей видимости, свобода слова — теперь лишь иллюзия. Но признаться в этом ни правительство, ни парламент не в силах. Не успел утихнуть недавний скандал, связанный с неусыпной слежкой за жителями Лондона, как в Туманном Альбионе разразился скандал новый.
Напомним, стартап-компания Renew установила на улицах финансового центра британской столицы урны, которые считывают информацию со смартфонов жителей сити. Производители оправдываются, что никакого шпионажа нет, а данные нужны лишь для того, чтобы рекламодатели могли более точечно подготовить свои рекламные кампании. Словом, поступили в англосаксонском духе, ничего личного — просто бизнес. Городские власти потребовали немедленно приостановить работу устройств. Только все утихло, тут опять грянули разоблачения Сноудена и последовала ответная эскапада официального Лондона…
Главный редактор леволиберальной британской газеты Guardian — скромный, ничем не примечательный человечек, любящий играть на фортепьяно баллады Шопена, мистер Алан Расбриджер (Alan Rusbridger). Во вторник на страницах издания, которое он возглавляет с 1995 года, Алан Расбриджер написал о том, что двое сотрудников британской спецслужбы (Центра правительственной связи (GCHQ)) заявились в редакцию: "Они проследили за уничтожением жестких дисков в подвале нашего офиса. Просто для того, чтобы убедиться, что в этой искореженной груде металла не осталось ничего, что могло бы представлять интерес для китайских агентов".
Читайте также: Американских сенаторов довели до истерики
Главный редактор Guardian вкратце поведал небольшую предысторию: "Чуть более двух месяцев назад со мной связался один из высокопоставленных представителей правительства — по его словам, от имени премьера (Дэвида Кэмерона. — Ред.). Затем последовали две встречи, в ходе которых он попросил меня передать или уничтожить все материалы, над которыми мы работали. Его тон был твердым, хотя и доброжелательным, но мне дали понять, что другие члены правительства придерживаются куда более жесткого подхода".
Если все произошло действительно так, как об этом рассказал Расбриджер, то придется усомниться в умственных способностях наследников Джеймса Бонда. Даже далекому от секретов специальных служб рядовому юзеру, не говоря уже о компьютерщиках, отлично известно, что уничтожение жесткого диска не означает автоматическое удаление находящейся на нем информации, которую предварительно могли перенести на другие носители.
Были в доброй старой Англии луддиты — разрушители станков. Не смогли они предотвратить промышленную революцию ни в мировом масштабе, ни в пределах своего нищенского острова. Разрушение современных девайсов точно так же абсурдно, как и вязальных машин два столетия тому назад. Это не убережет от утечки информации. Главный редактор Guardian подтвердил это, заявив, что редакция газеты намерена продолжить работу с материалами Эдварда Сноудена, но отныне будет работать из-за рубежа. Прокол тайной полиции или намеренная подстава правительства Дэвида Кэмерона? А может быть, наоборот, это пощечина и нескрываемый намек зарвавшимся журналюгам-правдорубам?
Скорее всего, именно намек в свете последних событий. По крайней мере, именно так можно трактовать арест в лондонском аэропорту Хитроу бой-френда журналиста Гленна Гринвальда, написавшего серию статей на основании полученных от Сноудена материалов. Его сожителя, гражданина Бразилии Давида Миранда (David Miranda) в конце минувшей недели задержали в тот момент, когда он собрался лететь в Рио-де-Жанейро, а затем на протяжении девяти часов допрашивали. Позже Давид Миранда позвонил в редакцию Guardian. Он рассказал, как его запугивали и требовали назвать пароли доступа к конфискованным у него компьютеру и телефону: "Вас посадят в тюрьму, если вы не станете сотрудничать". И все же в Бразилию он улетел. Оба названных случая — недвусмысленные предупреждения журналистам, которые пообещали предать огласке очередную порцию разоблачений.
Обе встречи, упомянутые Расбриджером, не более чем неприкрытый шантаж. У редакции есть выбор: либо публиковать материал, либо его уничтожить, либо подать на правительство в суд. С точки зрения властей, у них имеется неплохой шанс, который заключается в том, чтобы судья мог ознакомиться с материалами. Согласно мнению Расбриджера, возможно, в ходе процесса на Guardian могли бы быть даже наложены штрафные санкции. Поэтому, с его точки зрения, было бы проще и дешевле уничтожить жесткие диски на глазах агентов спецслужб — "один из наиболее странных моментов за всю долгую историю Guardian".
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"