В Молдавии молодых людей оштрафовали за баннер по-русски. Ранее для выпускников русских школ создали препоны для поступления в вузы. Похоже, под соусом "борьбы с советской оккупацией" в стране началась очередная волна гонений на русский язык, остающийся родным и своим и для представителей титульной нации, включая даже националиста мэра Кишинева.
В Молдавии имел место эпизод, позволяющий говорить о начале очередной волны гонений на русский язык. Молодых людей оштрафовали за то, что во время акции протеста они использовали баннер с русскоязычной надписью.
30 июля сотрудники правоохранительных структур выписали штраф руководителю ячейки Лиги русской молодежи в городе Бельцы Виктору Калашникову. Двумя неделями ранее он организовал во втором по величине населенном пункте страны акцию протеста против визита в Молдавию президента Румынии Траяна Бэсеску. Полицейский протокол гласит, что два плаката с надписью на русском языке нарушают административный кодекс страны.
Лига русской молодежи в ответ выпустило эмоциональное заявление. "Этот прецедент напоминает борьбу с русским языком во времена румынской оккупации Молдовы. Применение "фашистских методов" в нашем якобы современном цивилизованном обществе заставляет задуматься о том, способна ли Молдова стать действительно демократической страной или все ограничится претензией нынешней власти на данный статус?", — говорится в тексте заявления.
"Инцидент связан с акцией против приезда Траяна Бэсеску, который, как известно, посетил Молдову 17 июля. Именно в этот день в 1941 году Ион Антонеску приехал в Бельцы на открытие концентрационных лагерей. Наши деды пережили зверские издевательства румынских фашистов, прочувствовали на себе гнет над русскоязычным населением, но тем не менее, сберегли культуру и язык. Сегодня мы не имеем права игнорировать подобные действия властей и правоохранительных органов", — отметили активисты.
Отметим, что данный эпизод стал не единственной попыткой молдавских властей своеобразно "угодить" румынскому гостю, не устающему повторять, что "Молдавия — румынское государство". В июле стало известно, что во многих вузах страны отказались принимать документы у выпускников русскоязычных лицеев. Русскоязычные группы сокращают, а в молдавские (или румынские) их не берут. Свое право на обучение ребятам пришлось доказывать через суд.
И штраф русскому активисту, и препоны на пути русскоязычных абитуриентов являются логическим продолжением инициатив, исходящих от партий, входящих в правящий альянс. Так, все три партии дружно встали на борьбу с Днем Победы. Либеральная партия объявила его "днем советской оккупации", либерал-демократы предложили снести памятники советским воинам. Наконец, Демократическая партия "ограничилась" тем, что сочла праздник "экстремистским".
Читайте также: Молдавия под угрозой нового хаоса
В апреле текущего года депутат парламента от Либеральной партии Анна Гуцу внесла законопроект, согласно которому предполагалось полностью вытеснить русский язык из общественной и политической жизни. Депутат предложила лишить его статуса языка межнационального общения. Пока что скандальный документ не принят, однако на практике его положения выполняются с рвением, достойным лучшего применения.
То, что воплощение русофобских инициатив в жизнь ничем хорошим для Молдавии не закончится, говорить излишне. Убедить жителей преимущественно русскоязычного и славянского Приднестровья вновь признать власть Кишинева при таком подходе невозможно. Есть еще Гагаузская автономия, преимущественно гагаузское и болгарское население которой также предпочитает русский язык государственному. В данных случаях дело просто может окончиться кровопролитием.
Но и в Бессарабии (основной части Молдавии) не все так просто. Даже официальные переписи населения показывают, что русский язык считают родным 16 процентов населения — причем не только славянского или тюркского, но и часть молдаван. В городе Бельцы, где оштрафовали активиста, по-русски разговаривает большинство населения. Подобная картина наблюдается и в ряде других районов на севере Бессарабии, примыкающих к границе с Украиной.
В Кишиневе картина несколько иная. В нем преобладает молдавская (или румынская) речь, но русский язык все равно слышен часто. Большинство владельцев торговых точек, автосалонов, ремонтных мастерских дублируют надписи по-русски. В ресторанах города есть русскоязычные меню, потому что у клиентов есть в них потребность. И речь идет преимущественно о местных клиентах: приезжих из России или Украины в молдавской столице не так много.
Румынизаторы и "борцы с русским оккупационным влиянием" борются с русскими школами и вузами, но спрос на русский язык велик. Желающих учиться по-русски не становится меньше — в том числе и среди молдаван. Многие жители Кишинева титульной нации (даже молодые) говорят по-русски без акцента. Смешанные молдавско-русские или молдавско-украинские браки встречаются очень часто — даже в сельской местности. И дети из таких семей пользуются русским языком не реже, чем государственным. Да и чистокровные молдаване, постоянно с детства слыша русский язык вокруг себя, прекрасно им владеют.
И образование по-русски пользуется (даже среди молдаван) спросом по той причине, что оно более качественное, чем на молдавском (или румынском) языке. Доступной литературы по самым разным отраслям научных знаний на русском языке намного больше, чем на румынском. Да и отнюдь не все полезные студентам книги в румынском переводе есть в молдавских библиотеках. Распространение русского языка большее, чем румынского (не в обиду никому). В Румынии у титульной нации — давно сложившаяся естественная одноязычная среда. В Молдавии же картина иная.
Читайте также: Молдавия. Гагаузы рвутся на волю
Следствие ли это "советской оккупации"? Здесь румынизаторы, мягко говоря, лукавят. Еще церковно-славянский язык на протяжении веков оставался письменным языком у православных молдаван. Некоторое количество восточных славян жило в Бессарабии испокон веков — и молдаване нередко смешивались с русскими и украинцами, благо религиозных различий между ними не было. Даже в межвоенной Румынии 1918-1940 гг., на которую так молятся молдавские националисты, русский язык продолжал жить в Кишиневе и вытравить его не удалось.
Мало того — румынизаторы всего и вся сами не прочь использовать русский язык. Весной текущего года хитом молдавского интернета стало заседание мэрии Кишинева. Градоначальник Дорин Киртоакэ, племянник лидера прорумынской Либеральной партии Михая Гимпу, выматерился по-русски прямо в присутствии камер. В то время как его дядя и иные соратники по партии борются с "языком оккупантов", примар (мэр) позволяет себе такое. Лицемерие, да и только.
Присутствие русского языка в Молдавии — исторически сложившийся факт. И борьба с ним — наглое и беспардонное ущемление прав коренных жителей республики. Но на права человека евроинтеграторам от власти плевать. Тем более что борьба со всем русским и советским приняла у них клинические формы.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"