На прошлой неделе после нового доклада МАГАТЭ по Ирану тема его ядерной программы вновь вышла на первые полосы газет. Несмотря на то, что президент Хасан Роухани считается более умеренным политиком, чем его предшественник Махмуд Ахмадинежад, ядерная проблема не имеет простого решения. 16 июля состоялось совещание представителей "шестерки" в Брюсселе, на котором обсуждались возможности дипломатического разрешения затянувшегося иранского ядерного кризиса.
Переговоры между Ираном и МАГАТЭ должны состояться после инаугурации президента Роухани в августе. Тем временем, Тель-Авив в очередной раз пригрозил Тегерану превентивным ударом.
Победа на июньских президентских выборах умеренного реформатора Роухани стала крупным событием не только для Ирана, но и для всего Ближнего Востока. В Тегеране заговорили о начале либерализации политической жизни страны. Речь шла о предстоящем ослаблении контроля государства над частной жизнью граждан, о смягчении цензуры в сфере культуры. Изменения должны коснуться и внешней политики Исламской республики Иран. Во время своей первой пресс-конференции Роухани заявил о своем намерении предпринять шаги, направленные на нормализацию отношений с соседними странами, в первую очередь с Саудовской Аравией. Поначалу официальные лица США выражали умеренный оптимизм в связи со сменой власти в Иране. Очевидно, что в Иране есть сильное желание взаимодействовать с международным сообществом в более позитивном ключе, — отметил американский президент Обама.
Читайте также: Новый президент Ирана - темная лошадка
Впрочем, дальнейшие события показали, что Вашингтон не собирается отказываться от жесткого курса в отношении Тегерана. На днях в Совете безопасности ООН был заслушан доклад по Ирану. Американская сторона в очередной раз выступила за расширение санкций против режима аятолл. Посол США в ООН Розмари ди Карло заявила о том, что комитет по санкциям должен рассмотреть вопрос о незаконных иранских поставках вооружений группировкам в Ливане, Сирии и Ираке. В самом докладе отмечалось, что запуски ракет "Шихаб-1" и "Шихаб-3" летом 2012 года во время учений "Великий пророк-7" являлись серьезным нарушением одной из резолюций Совбеза ООН. По мнению экспертов, речь идет о ракетах, способных доставлять ядерное оружие. В резолюции ООН 1929 говорится, что "Иран не будет предпринимать какой-либо деятельности, связанной с баллистическими ракетами, способными доставлять ядерное оружие, включая пуски с применением баллистической ракетной технологии".
Помимо этого, эксперты ООН также подозревают, что Иран нарушил эмбарго на экспорт вооружений: в январе 2013г. в Йемене было захвачено судно, на котором находилось иранское оружие, предназначенное для повстанцев. Посол Австралии в ООН Гэри Куинлен, заявил, что часть государств — членов Совета Безопасности ООН, отказались поддержать выводы комиссии, — сообщает интернет-издание The Jewish Times. Если в США пока не склонны рассматривать данную угрозу как первоочередную, то в Израиле военные всерьез обеспокоены успехами Исламской республики Иран в создании новых видов вооружений.
Как известно, позиция Тель-Авива по иранской ядерной программе остается предельно жесткой. Израильский премьер Биньямин Нетаньяху не исключает возможности нанесения превентивного удара по Ирану без помощи США. "Я не буду ждать, пока станет слишком поздно", — отметил Нетаньяху в интервью американскому каналу CBS. В то же время иранский президент Роухани заявляет о том, что не намерен отказываться от поддержки ливанской шиитской террористической группировки "Хизбалла", которая несет серьезную угрозу безопасности Израиля.
Читайте также: Израиль готов воевать на всех фронтах
Рассмотрение нового доклада ООН в очередной раз выявило серьезные разногласия между Россией и США по иранской ядерной проблеме. Действия мирового сообщества по решению вопросов, связанных с ядерной программой Ирана, подрываются односторонними санкциями, которые часто носят экстратерриториальный характер, что недопустимо с точки зрения международного права, — полагают в Москве. Такое мнение высказал на днях заместитель постоянного представителя РФ при ООН Петр Ильичев во время своего выступления на брифинге Совета Безопасности по нераспространению ядерного оружия. "Выводы и оценки комитета должны основываться только на достоверной и проверяемой информации при тщательном анализе всех обстоятельств инцидента. Россия продолжит прилагать максимум усилий в целях достижения прогресса в урегулировании ситуации вокруг иранской ядерной программы", — цитирует слова Ильичева сайт ООН в России. Так или иначе, Москва и Пекин отказались утвердить антииранский доклад, который был призван усилить международную изоляцию Тегерана.
Во вторник 16 июля представители "шестерки" международных посредников обсудили в Брюсселе перспективы переговоров по иранской ядерной проблеме. Наблюдатели отмечают, что новое руководство Ирана может пойти на уступки Западу во избежание дальнейшей эскалации напряженности в регионе. Внешняя политика президента Махмуда Ахмадинежада привела к значительному ослаблению позиций страны на международной арене. У Тегерана почти не осталось союзников на Ближнем Востоке, а усиление санкций негативно сказалось на ситуации в экономике. Впрочем, это не означает, что Иран согласится полностью свернуть начатые много лет назад ядерные разработки в угоду США и их союзникам. Руководство страны продолжает говорить о готовности обеспечить прозрачность ядерной программы. Однако утверждать о каком-то прорыве в разрешении иранского кризиса пока преждевременно. Ожидается, что очередной раунд переговоров между Ираном и МАГАТЭ состоится осенью, после инаугурации президента Роухани.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"