На посту президента Ирана Махмуда Ахмадинежада сменил Хасан Роухани. И главный вопрос на сегодняшний день заключается в том, каких шагов ожидать от нового президента. Вопрос далеко не праздный, если учесть ядерную программу, напряженные отношения Тегерана с Западом, особые отношения с Россией и сложную ситуацию во внутренней политике Ирана.
Президенту Махмуду Ахмадинежаду удалось оставить яркий след в политике Ирана. Но все проходит, и теперь его сменил Хасан Роухани, которого на выборах 14 июня поддержали более половины иранских граждан. Аналитики ломают голову над тем, кто же такой Хасан Роухани? Одни называют его "реформатором", другие — "умеренным", а третьи — "аккуратным консерваторам". Что же следует ожидать от нового президента?
В Иране новый президент
Представитель реформистов Хасан Роухани одержал победу на иранских президентских выборах. За него отдали свои голоса 50,68 процентов граждан (более 18,6 млн.). Всего на избирательные участки пришло 72,7 процентов (36,704 миллионов человек) из свыше чем 50 миллионов иранцев, которые имеют право голоса. За пост президента сражались шесть кандидатов. Махмуд Ахмадинежад не участвовал в выборах, так как занимает этот пост два срока подряд. Хасан Роухани — бывший секретарь Высшего совета нацбезопасности, известный политический и духовный деятель, товарищ аятоллы Хомейни. Он придерживается центристской позиции, стараясь во всем находить компромиссы. Роухани пользуется поддержкой высшего духовенства, в случае своего избрания он обещал разработать "Хартию гражданских свобод".
Читайте также: "Сирийская воронка" затягивает соседей
Эксперты считают, что залогом успеха Хасана Роухани на прошедших выборах президента является самоотвод Мохаммадреза Арефа, а также консолидация вокруг себя экс-президентов Акбара Хашеми Рафсанджани и Мохаммада Хатами, которые утверждали, что Роухани лучше других справится с реализацией всех наиболее значимых программ. За Роухани также проголосовали граждане, которые хотят преобразований в стране, которые хотели видеть Рафсанджани на посту президента, а также те, кто недоволен нынешней ситуацией в стране. К тому же, среди поддержавших Роухани были люди, которые хотят, чтобы Иран начал переговорный процесс с Западом. Новый президент обещал в своей предвыборной речи вести переговоры с Западом, чтобы в ходе дискуссии уменьшить имеющиеся санкции.
Реакция мировой общественности
Президент РФ Владимир Путин поздравил Хасана Роухани с избранием на пост президента. Путин подтвердил готовность к дальнейшему развитию взаимовыгодного сотрудничества с иранским народом в самых разнообразных областях, что позволит обеспечить региональную безопасность и международную стабильность. Власти США сообщили, что готовы к переговорам с новым руководителем Ирана по вопросам ядерной программы. Белый Дом поддержал стремление иранского народа к преобразованиям и реформам. Верховный представитель ЕС по политике безопасности и иностранным делам Кэтрин Эштон пожелала Роухани удачи в формировании правительства, а также пообещала сотрудничать с иранскими властями в целях скорейшего решения ядерной проблемы Ирана. Пан Ги Мун, генеральный секретарь ООН, тоже поздравил Роухани с победой. Он призвал нового президента проводить конструктивную политику при решении международных и региональных вопросов. Но далеко не все восторженно отнеслись к выбору иранского народа. К примеру, министр разведки Израиля Юваль Штайниц призвал международное сообщество и дальше оказывать экономическое и политическое давление на Иран. "Следует понимать, что аятолла Али Хаменеи, который более 24 лет возглавляет Исламскую Республику, продолжит свой курс, поэтому никаких существенных изменений в иранской ядерной политике не стоит ожидать", — сказал он.
Куда поведет страну "мастер компромисса"?
Роухани в своей предвыборной гонке занял очень выгодную и, как выяснилось, правильную позицию. Он обещал все то, что хотели слышать. Вряд ли бы ему удалось набрать такое число голосов, если бы консерваторам он не обещал укреплять государство, умеренным — сделать Иран передовым, а либералам — построить гражданское общество и разработать "Хартию гражданских свобод". Он всем обещал, что при нем "будет хорошо всем". Роухани так обеспечил себе поддержку, что у его конкурентов просто не осталось никаких шансов на победу. Однако предвыборная гонка закончилась, и свои обещания следует воплощать в жизнь. Вашингтон выразил готовность напрямую разговаривать с новым иранским президентом в урегулировании "ядерной проблемы". Однако многие эксперты считают, что именно с этим могут возникнуть трудности, несмотря на кажущуюся "прозападность" и "покладистость" Роухани. Он несколько лет подряд возглавлял иранские делегации на переговорах по ядерной программе.
Однако отметим, что в Иране последнее слово остается за верховным духовенством, президент может далеко не все. В Иране ядерная программа — это вопрос национальной гордости. Многие аналитики уверены, что Тегеран ни при каком президенте не собирается отказываться от нее. Но не зря ведь Роухани называют "мастером компромисса". Он, скорее всего, будет пытаться наладить взаимоотношения с Западом, но только будет это делать не спеша. Ирану следует отказаться от политики жесткого противостояния с Западом, которую восемь лет подряд исповедовал Махмуд Ахмадинежад, поскольку это нанесло серьезный удар по экономическому положению страны, резко снизив уровень жизни населения. Решить внутренние экономические проблемы, не изменив внешнеполитический курс, Тегеран попросту не сможет, поэтому новый президент будет стараться всячески дружить с Западом, но без заискивания. Иран имеет одну дружественную страну, которая всегда поддерживала политику этого исламского государства. Речь идет, безусловно, о России. Несмотря на заявления о начале переговоров с Западом, многие эксперты считают, что развитие и углубление взаимоотношений с Москвой станут одним из основных направлений внешней политики нового президента Ирана.
Роухани — прагматик, поэтому он не будет ухудшать отношения с Россией. Это просто невыгодно. Скорее всего, даже наоборот, следует ожидать заинтересованности со стороны Ирана активизировать эти отношения. Подход здесь сугубо прагматический: для Ирана Россия важна как серьезный игрок по решению проблем Каспия и скорейшего включения в Шанхайскую организацию сотрудничества. Роухани очень хорошо относится к России, поэтому ссориться с ней ради отношений с Западом он не будет. Этот политик умеет находить компромиссы. В целом же, не стоит ждать существенной смены курса Тегерана, по крайней мере в ближайшей перспективе. В политической системе Ирана президент не является самой важной фигурой, которая ответственна за принятие решений. Главой государства по конституции является рахбар, который определяет курс развития государства, является верховным главнокомандующим.
Президент, хоть и является публичной фигурой, но вынужден постоянно координировать свои действия по главным стратегическим вопросам с рахбаром. Следует отметить, что формальным и неформальным руководителем практически ядерного государства с 1989 года является Али Хосейни Хаменеи. Будучи религиозным лидером местных шиитов, он не менял своей политики, поэтому серьезных изменений внешнеполитического курса ждать не приходится. Проще говоря, от перестановки президентов в политике Ирана ничего ровным счетом не изменится. Исламская революция, отпраздновавшая в конце 1970-х свою победу, продолжится. И совершенно не важно, кто будет поливать грязью Соединенные Штаты с официальной трибуны ООН.
Читайте также: США-Иран: бойкот на грани ядерной войны
Внутренняя политика нового президента
Иранская экономика переживает далеко не лучшие времена. И причины этого кроются не только в санкциях. Новому президенту необходимо будет ликвидировать наметившееся при предыдущем президенте охлаждение отношений между духовной и светской частью иранского руководства. Хасан Роухани в предвыборной программе заявлял о необходимости глубокого реформирования социальной сферы и экономики. Он призывал к уменьшению доли госсектора, расширению приватизации, а также стимулированию конкуренции. Однако многие эксперты считают, что в тех сложных условиях, в которых сейчас находится Иран, подобные реформы могут привести к свертыванию социальных программ, повышению имущественного расслоения, а также росту количества недовольных граждан. Надеемся, что новому президенту хватит разума не совершать фатальных ошибок. Пока же народ Ирана и весь мир только присматриваются к Роухани, ожидая от нового президента первых серьезных шагов.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"