Осторожная дружба сильных мира сего

Группировки, которые всегда считались экстремистскими, в некоторых странах стали реальной силой, с которой приходится считаться. К таковым можно смело отнести "Талибан". Даже власти США, против которых воюют талибы, вынуждены были признать его легальной организацией. А коль это случилось, значит, с ее представителями нужно решать существующие вопросы. Можно ли задобрить талибов?

Британцы пытаются задобрить талибов

Некоторые ученые считают религиозный экстремизм психическим заболеванием, разрабатывая методы его лечения. Но пока вакцины от экстремизма не придумали, британцы пытаются договариваться с талибами из Саудовской Аравии, Йемена, Сингапура и других стран.

Британские власти решили бороться с террористами не военными методами, а договориться по-хорошему. Например, в Пакистане талибы могут получить кредиты для развития своего собственного бизнеса, если сдадут оружие. С исламистами проводят длительные беседы, которые направлены на то, чтобы убедить преступников отказаться от убийств и получить гражданскую, мирную профессию. Британцы готовы даже помогать людям, разделяющим взгляды "Аль-Каиды".

Читайте также: "Посевы демократии" взошли войной и опиумом

Следует отметить, что за каждым человеком, которого пытаются "дерадикализировать", пристально наблюдают спецслужбы. Участники данного проекта уже могут похвастаться результатами. По их статистике, только 10-20 процентов их подопечных отказываются от избранного праведного пути, становясь опять на путь джихада. Но эксперты считают, что этого мало. Люди, попробовав себя в обеих ролях и вернувшись к терроризму, становятся более злыми и опасными, чем раньше. Особенно часто это можно наблюдать в Сингапуре. Там исламистов контролируют наиболее жестко.

В целом же эту программу признали неэффективной. Временами вообще доходило до смешного: исламистов в Саудовской Аравии после возвращения из Ирака обвиняли в том, что они отправились на войну без разрешения местного короля. А факт отправления на войну власти страны, похоже, вообще не заботит.

Британская разведка договаривалась с талибами

Наиболее серьезной силой являются афганские талибы. Тридцать лет назад с ними пытался бороться СССР, спустя 20 лет — США и НАТО, но результат один и тот же. Разобраться военными методами с "Талибаном" невозможно. Поэтому многие страны пытались договариваться с лидерами этого исламистского движения.

В 2007 году, в разгар афганской военной кампании, британская разведка в обход правительства Хамида Карзая вела прямые переговоры с талибами. Мировая общественность узнала об этом только после того, как правоохранительные органы Афганистана задержали двух высокопоставленных британских дипломатов. По мнению Управления национальной безопасности Афганистана, эти дипломаты раздавали деньги группировкам талибов.

Военные эксперты считают, что в факте секретных переговоров нет ничего скандального. Это вполне нормальная ситуация, являющаяся мировой практикой. Если не разговаривать с полевыми командирами, потери будут значительно больше. Кроме того, вы не будете знать своего противника. Путем переговоров, а также предоставления каких-нибудь услуг можно добиться того, чтобы определенный район или оперативное направление на некоторое время стало безопасным. При этом с этих направлений устраняют "чужих" командиров, усиливая их "дружественными". Это сохраняет жизни военных и решает (пусть и ненадолго) определенные вопросы. Полевые командиры, как правило, берут вооружением и деньгами.

Но задобрить боевиков получается только на определенное время. Получив оружие, они его все равно используют, только в другом месте. Поэтому нельзя постоянно идти талибам на уступки и заискивать перед ними. Политика британских властей может обернуться против них же. Это тоже следует учитывать. Террористы есть террористы, и с ними следует быть крайне осторожными.

Кто такие современные талибы?

Чтобы понять, можно ли замирить талибов, необходимо сначала разобраться, кто они. О "Талибане" пишут многие, но не все это соответствует действительности. Мировые СМИ изображают "Талибан" как закостеневшую, замкнутую в своем мире организацию, но это не так.

"Талибан" — это реальная власть в том же Афганистане, которую поддерживают многие простые граждане. После вывода коалиционных войск в 2014 году (многие аналитики уверены в этом) власть в стране перейдет к талибам. Следует отметить, что, к примеру, в Кандагаре талибы многое сделали для улучшения социальных условий жизни граждан. Они проводили газо- и водоснабжение, прокладывали дороги. Есть много вещей, которые мировая пресса предпочитает умалчивать. "Талибан" присоединился к празднованию Международного женского дня. Женщинам разрешили не только выходить без сопровождения из дома, но и управлять машиной.

Современный "Талибан" — это многофактурное, многослойное движение. Некоторые эксперты считают, что если "Талибан" опять придет к власти, это уже будет "Талибан" "в галстуках". Среди талибов, безусловно, есть много радикально настроенных людей. Но существуют и так называемые разумные талибы, с которыми можно договариваться.

США хотят договориться с талибами

Барак Обама признал, что США ничего не достигли в Афганистане и потерпели там поражение. Тысячи погибших, огромные деньги, выкинутые на афганскую операцию, не дали желаемого результата. Уже объявлено, что в 2014 году войска полностью покинут Афганистан. Власти США прекрасно понимают, что Хамиду Карзаю не удастся удержать власть в стране. "Талибан" имеет гораздо большую поддержку в обществе, поэтому ближайшие выборы приведут его к власти. Во-первых, талибов поддерживает большинство афганского населения. Талибов считают единственной политической силой, которая способна опять консолидировать страну, обеспечить стабильность и внутреннюю безопасность. Во-вторых, подавляющее большинство нынешних "региональных баронов", окружающих Карзая, имеют хорошие отношения и с талибами, поэтому в нужное время перейдут на их сторону.

Читайте также: Афганистан: войска уйдут, а базы останутся?

Поэтому США ведут секретные переговоры с лидерами "Талибана", чтобы договориться с ним о мирном урегулировании ситуации в Афганистане. Эти контакты в перспективе должны стать основой для мирных переговоров. Их цель — убедить определенную часть талибов прекратить сотрудничество с "Аль-Каидой", остановить боевые действия и приступить к политическому процессу.

Утихомирить талибов может Москва

Талибы способны договариваться, с ними можно и даже нужно вести переговоры, в частности, по стратегическим вопросам. Но почему тогда американцам не удается этого сделать? Здесь следует учитывать нюансы восточной политики. Вашингтон, как, впрочем, и Москва, не может напрямую договориться с талибами, не учитывая регионального окружения.

Москва имеет свои козыри, которых нет у американцев. Россия имеет в этом регионе трех потенциальных союзников, сотрудничая с которыми, можно решить афганский ребус.

Важную роль играет Пакистан. Исламабад, на фоне обострения пакистано-американских отношений и в условиях охлаждения китайско-пакистанских отношений, очень заинтересован в региональных союзниках. Пакистанский генералитет боится, что Дели и Вашингтон решили раздробить и уничтожить Пакистан. Поэтому при формировании российско-пакистанского тандема можно было бы ожидать довольно плодотворного диалога между Россией и "Талибаном".

Читайте также: Экс-президента Пакистана обвиняют в госизмене?

Другим важным региональным союзником по афганской проблеме для России мог бы стать Иран. Он заинтересован в более быстром уходе из Афганистана американских и натовских войск. Но Тегеран также не хочет допустить конфронтации с движением "Талибан".

Именно Москва могла бы сформировать стратегический дипломатический треугольник Россия — Иран — Пакистан, который способен был бы обеспечить стратегическую стабильность в Афганистане после ухода войск западной коалиции. Ни США, ни ЕС это не под силу.

Но эффективное взаимодействие с "Талибаном", Ираном и Пакистаном требует ювелирной, изощренной, интеллектуальной работы и соответствующей тактики переговоров. Ведь никто не хочет снова наступить на афганские грабли. Дружить с талибами следует очень осторожно!

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"