Швеция охвачена массовыми беспорядками. Иммигранты (преимущественно из мусульманских стран) превратили пригороды Стокгольма в сплошное пожарище. Тот факт, что проблема выходцев из стран Азии и Африки в Европе перезрела, получил очередное подтверждение. Но шведские власти до сих пор не признали провал своей мультикультурной политики. Хотя он очевиден.
В 2005 году мир стал свидетелем крупномасштабных беспорядков в пригородах Парижа и других городов Франции, устроенных выходцами из мусульманских стран. Тогда две недели полыхали машины, магазины и многое другое. Беспорядки меньшего масштаба имели место в Германии, Великобритании, Бельгии. И вот очередь дошла до Швеции. Достаточно тихая скандинавская страна просто содрогнулась. Такого здесь мало кто ожидал.
Началось всё 13 мая. Полиция пришла в дом к 69-летнему иммигранту. Тот кинулся на стражей порядка с ножом, и был застрелен. Поскольку Швеция в тот момент была поглощена домашним Чемпионатом мира по хоккею, "сарафанное радио" работало медленно. Едва же шведы одержали в первенстве долгожданную победу и принялись празднично гулять, как пригороды Стокгольма заполыхали.
Читайте также: Во Франции процветает "расизм наоборот"
Как и в случае с Парижем восьмилетней давности, некоторые молодые люди из числа иммигрантов-мусульман решили выразить недовольство действиями полиции с помощью поджогов машин, витрин магазинов. Ареной мини-войны первоначально стало предместье Стокгольма Хусбю. Постепенно беспорядки охватили также районы Ринкебю, Якобсберг, Нурсборг, Тенста и ряд других. В одном случае хулиганы выбили все стёкла в отделении полиции. Под "раздачу" попали две школы и медицинское училище.
Проживающий в Хусбю бывший сотрудник миссии ООН в Афганистане Бу Хугланд рассказал изданию Dagens Nyhätter о том, что нечто похожее он неоднократно наблюдал в Кабуле. Но ему и в голову не могло прийти, что подобное может повториться в Стокгольме. Как видно, даже вполне информированный человек находился в плену иллюзии вечного шведского спокойствия.
Правоохранители также были шокированы размахом насилия. "Полное дерьмо", — охарактеризовал происходящее один из стражей порядка. Со своей стороны, представители иммигрантских организаций осудили полицейских за чрезмерное применение насилия и расистские оскорбления в адрес погромщиков. Всё это только подогрело страсти: в ночь на 22 мая власти зарегистрировали 51 пожар.
У борцов с огнём выдались горячие деньки (точнее, ночи). И когда пожарные прибыли к месту очередного возгорания, беснующаяся толпа иммигрантов напала и на них. Один из пострадавших пожарных написал у себя в социальной сети: "Я на месте, если твоему папе нужна помощь, когда он столкнулся с автомобилем. Я помогаю твоей сестре, когда начинается пожар на кухне. Я приезжаю, когда ты идёшь по льду в солнечный мартовский день. Зачем ты так поступаешь по отношению ко мне?".
Между тем представитель молодёжной иммигрантской организации Megafonen Рами аль-Хамизи объяснил происходящие в Стокгольме бесчинства социальным неравенством. "На происходящее надо смотреть шире. Такое происходит не в первый раз и сейчас это произошло не в последний. Это своеобразная реакция на ситуацию, когда между людьми нет равенства, что имеет место быть в Швеции", — сказал он.
Что же касается шведских властей, то они несколько дней хранили молчание. Наконец, вечером 24 мая министр по делам интеграции Эрик Улленхаг взял слово. Он попытался погасить страсти, заявив, что отнюдь не все иммигранты участвовали в беспорядках. В то же время он признал, что многие из бунтовщиков даже шведского языка не знают. И с ними разговор будет короткий — или депортация, или принудительное обучение языку.
"В международных СМИ я видел, что события преподносят, как столкновение между молодёжью из некоторых окраин Стокгольма и обществом, но это не правда. Бунтует лишь малая часть молодёжи. Большинство молодых людей в районах Тенста, Хусбю, Ринкебю ходят в школу и хотят получить те возможности, которые даёт Швеция, и об этом важно говорить", — заметил также Улленхаг.
На эти слова следует обратить особое внимание. Чиновник сказал правду: шведское государство действительно приютило сотни тысяч уроженцев других стран (в том числе десятки тысяч мусульман). Они получают огромные даже по европейским меркам пособия, ходят в школу. Однако европейские ценности как были для них далёкими, так и остались. Свою новую (а во многих случаях — и единственную) родину они ненавидят.
Сегодня 14 процентов населения Швеции (примерно 1 миллион 300 тысяч человек) составляют иммигранты. Около 350 тысяч из них — выходцы из мусульманских стран. Больше всего (140 тысяч) в скандинавской стране живёт выходцев из Ирака. Далее идут уроженцы Ливана и Сирии, есть жители Пакистана, Афганистана, Сомали, мусульмане Боснии и Герцеговины, турки. Есть несколько сот выходцев с Северного Кавказа.
Читайте также: Мусульмане Германии требуют праздников
Многих из них богатая и сытая Швеция пустила к себе в качестве жеста доброй воли и гуманизма к людям, живущим в нищете в зоне бесконечных военных конфликтов. Многие попали в страну по линии ООН. Они получают весьма большие пособия, ходят в школу. В результате значительная часть иммигрантов не желает работать, прекрасно существуя на такие пособия. И от нечего делать идёт хулиганить. Или же начинает приставать к светловолосым шведским девочкам.
Есть и ещё одна проблема — куда более тяжёлая. Десятки тысяч шведских мусульман предпочитают жить по законам шариата и просто ненавидят шведские ценности и шведские традиции. Ещё бы — однополые браки, равноправие (порой даже чрезмерное) женщин. Многие из них сбиваются в банды. Сегодня в некоторые районы Стокгольма, Гётеборга и Мальмё, больше напоминающие Багдад или Кабул, даже полиция заходить боится.
В озлоблении мусульман отчасти виноваты и сами шведы. Догстаточно вспомнить серию карикатур на пророка Мухаммеда в местных газетах. На художника Ларса Вилкса неоднократно покушались, а власти так и не принесли извинения оскорблённым верующим. И дело отнюдь не ограничилось охотой на Вилкса. В 2010 году шведский подданный иракского происхождения попытался устроить теракт в центре Стокгольма, но взорвался сам.
Никаких выводов из предыдущих событий руководство Швеции не сделало. И вот теперь скандинавы столкнулись с невиданной волной поджогов. Местная мультикультурная политика потерпела полный крах. Но признаться в этом у премьера Фредрика Рейнфельдта не хватает политической воли. Думал, что пронесёт? Не пронесло…
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"