В день Победы 9 мая учительница средней школы города Даугавпилса отвела детей во время уроков на парад. Целями "открытого" урока заинтересовались государственные органы и на этой неделе нагрянули в школу с проверкой. В ожидании результатов остается размышлять, когда закончится противостояние Латвии с Россией и стороны затянувшегося конфликта перестанут очернять друг друга.
Русские в Латвии
После распада СССР Латвия, вырвавшаяся из-под коммунистического занавеса, кинулась в Европу. С 1994 г. Латвия вступила в Евросоюз, а чуть раньше, в 1991 — в НАТО. Больших преимуществ пока не получила, но всеми силами два последних десятилетия пытается отторгнуть свое советское прошлое. Все бы ничего, если бы это было только проблемой политиков, но в результате страдает русскоязычное население, которое проживает в Латвии — 26 процентов всего населения страны. Проблема не только в придании или не придании русскому языку статуса государственного, не в школьном образовании, а в том, что 15 процентов населения Латвии (300 000 человек, в состав которых входят не только русские) не имеют статуса гражданина и потому не могут пользоваться многими основными правами.
Конфликт начался из-за переоценки латвийскими политиками исторического прошлого страны. Людей, вернувшихся в Латвию в период с 1941 по 1989 годы, не признали гражданами этого государства.
Это сопровождается выступлениями и акциями на политические темы. По концепции политиков Латвии, победа над гитлеровской Германией принесла еще большую опасность — коммунизм, и виновата в этом была Советская Россия. Латвия осуждает сталинский режим, припоминает депортацию латышского населения Сталиным. Вообще, считает русских оккупантами. Однако теперь, лишая бывших граждан прав, правительство мстит за историю, за прошлое и само занимает место палачей.
Читайте также: Американский палач "Бронзового солдата"
Это и есть основной политический вопрос, но он стоит в стороне — латышским политикам невыгодно говорить об этом. Вместо этого активно обсуждаются околополитические темы, как то: проблема русского языка и праздника 9 Мая.
После получения Латвией независимости 9 Мая перестал быть государственным праздником. Вместо этого латыши празднуют 16 марта. В этот день чтят память воинов, служивших в латвийских подразделениях гитлеровских СС — ваффен-СС. Поэтому, конечно, вызвало интерес политиков событие в 15-й средней Даугавпилской школе, когда учительница во время уроков отвела детей на парад, посвященный Дню Победы. Как известно из СМИ, от государственной службы качества образования комментария не поступило, служба просто решила посетить школу с проверкой. К сожалению, пока неизвестно о результатах этой проверки.
Латвийское видение истории
Концепция, согласно которой русские — захватчики, поддерживается на государственном уровне. Разумеется, задача государства — именно об этом рассказать детям. Именно поэтому будет проведена проверка. Как могло руководство допустить посещение школьниками парада 9 Мая? Государственным служащим Латвии это запрещено — вот факт, подтверждающий антироссийскую позицию латвийского государства.
В прессе неоднократно публиковались доклады латышских политологов об оценке событий Второй мировой войны. Политологи считают, что на Нюрнбергском процессе были признаны военными преступниками подразделения СС, за исключением ваффен-СС. Об этом говорит Ояр Скудра, профессор Латвийского университета, политолог.
Даже если бы это было правдой (а это не так, поскольку ваффен-СС — вполне органичная часть СС, и ее члены должны отвечать за свои преступления), зачем поддерживать фашизм и, более того, снова зарождать националистические идеи в своей собственной стране?
Читайте также: Латвия: РФ должна нам сделать "милый подарок"
Историю переписывают, и уже не только взрослые, но и дети вполне убежденно рассуждают о том, что от советской власти видели только принуждение и вред. На замечания о том, что значительная часть латышей воевала не в ваффен-СС, а в Красной Армии, такие люди отвечают, что солдат вербовали туда принудительно. А ведь многие из защитников ваффен-СС даже не жили в то время, они озвучивают внушенные им концепции. Будем объективны, многие латышские солдаты отдали свою жизнь за Родину, воевали в Красной Армии, были и те, кто воевал на стороне Германии. Почему просто не признать эти факты и не муссировать подобные вопросы на уровне государственных решений: однажды хотели приравнять советский флаг к фашистскому, потом запретили посещать парад 9 Мая своим государственным служащим.
То, что искаженный взгляд на историю навязывают школьникам, несправедливо и недальновидно. Дети получают однобокое представление об истории двадцатого века. Они даже не знают, что их предки воевали в партизанских отрядах против Германии, воевали под Москвой. Они не знают имен Артурса Петерсона, Микелиса Буки и Яниста Зарса, Магоне и Рейтера. Сегодняшних подростков это волнует мало, но завтра они вырастут и станут продолжателями той антинародной политики, какая ведется сейчас против части населения Латвии.
Проблема русского языка: кто прав?
Тесно увязана с вопросом преподавания истории в школе проблема русского языка. С начала 2000-х годов постепенно осуществляется перевод образования во всех нелатвийских школах на государственный язык — латышский. В настоящее время в таких школах до 60 процентов учебного процесса должно быть организовано на государственном — латышском языке.
В противовес этому постоянно происходят акции различных организаций и партий за отстаивание обучения на русском языке, а также за то, чтобы вообще сделать русский вторым государственным языком. Согласно переписи 2011 года, в Латвии 37,2 процента населения используют русский язык для общения дома, всего же русских в этой стране проживают 27,3 процента населения — этих цифр вполне достаточно для того, чтобы требовать придания русскому языку статуса второго государственного.
Однако есть и другая, непарадная сторона медали. Следует отметить, что русскоязычное население тоже порой допускает перегибы в защите своих интересов. Вот в России сейчас проживает большая армянская диаспора. Но речи о том, чтобы сделать вторым языком армянский, они не ведут. А если бы повели, вряд ли это кому-то бы понравилось. Все-таки Латвия — это отдельное государство, а не субъект Российской Федерации. Довольно справедливо высказываются о сложившейся ситуации депутаты партии "Единство". Они заявляют, что, если ввести русский язык как второй государственный, он станет первым, а не вторым. Это, кстати, рассуждение русского депутата.
Почему-то когда Жанета Яунземе-Гренде, министр культуры Латвии, высказалась о том, что даже с русскоязычной прессой надо общаться по-латышски, это провозгласили запретом русского языка. Но мы-то бережем свою культуру, свой язык, почему же отдельному государству Латвии этого делать нельзя?
Перебарщивают наши граждане с борьбой за независимость. Многие русские, прожившие в Латвии лет пятнадцать, знают по-латышски всего несколько слов. Очень медленно происходит их процесс интеграции в общество.
Читайте также: Детей Латвии морально готовят к смене пола
Латвийская система предполагает наличие нескольких категорий в зависимости от знания языка. Категория определяется по результатам теста на знание латышского. Так, для работы официантом требуется один уровень знаний, для работы руководителем — другой. Многие считают это ограничением, а на мой взгляд, типичное неуважение к стране, в которой живешь. Отчасти именно из-за проблемы интеграции русскоязычных раздувается и полемизируется противостояние Латвии и России, пусть даже сталинской и советской.
Итак, как всегда в политике, в вопросе о границах самоопределения русских в Латвии нет единого мнения. Перегибы допускают обе стороны — и латышская, и русская. Русских нельзя назвать однозначно правыми из-за настойчивого навязывания своего языка. Российские власти при этом поддерживают "латвийских" русских. Хотя в условиях жизни в Латвии нужно уметь отстаивать свои права — иначе задавят. Недавно, например, в судебном порядке отстояли право на отчество и звучание имени, фамилии без латышского "s". Правда, пока это оформляется на второй странице паспорта, но все-таки личное право на имя и фамилию сохранено.
Правительство Латвии и средства массовой информации в свою очередь неправы и несправедливы прежде всего тем, что перекраивают историю и очерняют другое государство. Противостояние закончится только тогда, когда политики, наконец, выйдут из этого порочного круга. А начать можно с малого — перестать проверять школы из-за посещения парада в честь 9 Мая.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"