Тунисская армия провела спецоперацию по уничтожению группы террористов, укрывшейся в лесистой местности на горе Шаамби, расположенной в центре страны на границе с Алжиром. Арабские аналитики оценивают джихадистскую угрозу для Туниса как очень высокую, а все в связи с тем, что ее осуществляет самое "смертоносное", четвертое, поколение боевиков.
По данным министерства обороны Туниса, окруженная группа состояла из 15-20 человек, сообщает агентство "Франс Пресс". По словам пресс-секретаря Министерства внутренних дел Мохамеда Али Аруи (Mohamed Ali Aroui), в операции принял участие и Алжир, но поддержка ограничивалась обменом информацией. Группа вошла в столкновение с силами безопасности Туниса в прошлый четверг.
Во время прочесывания местности солдаты наткнулись на минное поле вокруг лагеря боевиков, где боевики жили и тренировались. Лесистые и гористые районы провинции Кассерин (Kasserine) за год стали главным оплотом террористов. Отсутствие опыта осложняет борьбу с ними, пишет алжирская газета La Tribune.
Власти Туниса серьезно обеспокоены, не станет ли активизация боевиков причиной, способной подорвать развитие туристического сектора — основного источника поступления валюты. Президент Туниса Монсеф Марзуки заявил, что террористические джихадисткие группы представляют собой "серьезную угрозу, которую мы должны решительно остановить". В Тунис после "арабской весны" стали просачиваться силы, дестабилизирующие сегодня обстановку на всем Ближнем Востоке и странах Сахеля.
Джихад несли в 90-х годах в Алжир и Йемен набравшиеся в Афганистане опыта "моджахеды". Сегодня они вновь подняли головы в Ливии, Сирии, Мали, Алжире. На повестке дня гораздо более грандиозные планы — создание под патронажем ваххабисткого государства Саудовской Аравии Великого Халифата с образованием на территории Туниса одного из его эмиратов."Похоже, что ячейкам Аль-Каеды удалось проникнуть в большинство районов Туниса, воспользовавшись слабостью сил безопасности, свободой передвижения и легкостью приобретения оружия", — сказал AFP тунисский аналитик Абдель Монем Хидоури (Abdel Monem Hidouri). "Больше всего нас тревожит то, что они начнут нападать на наши государственные учреждения и на систему в целом",- добавил Хидоури.
Тунисские джихадисты представлены присягнувшим на верность Аль-Каеде Ансаром Эшариа Абу Иядом (Ansar Echariâa Abou Iyad), который всегда выступал против реализации западных интересов в Сахеле, против светских и левых партий. "Тунис нуждается в молодых и перспективных новых руководителях гораздо больше, чем любая другая страна", — заявил лидер салафитов в прошлом месяце в видеообращении, размещенном на YouTube. По мнению Абу Ияда, Тунис — это такое же естественное место для джихадистов, каким в настоящее время является Сирия, говорит политолог Нуреддин Мбарки Завайа (Nureddin Mbarki Zawaya).
Читайте также: Технократы в Тунисе не прижились
Способно ли правительство справиться с этой надвигающейся угрозой? Очевидно, что это очень проблематично, особенно в связи ожидающимся массовым возвращением тунисцев, завербованных для ведения боевых действий под флагом группировки " Ан-Нусра" в Сирии, считают опрошенные газетой La Tribune аналитики. Кроме того, силы безопасности не контролируют страну, в мечетях ведется неподконтрольная государству агитация, радикализации молодежи способствуют и тяжелые социальные условия, безработица. У джихадистов в Тунисе есть беспрецедентная свобода передвижения, СМИ для распространения своих идей, они хорошо финансируются и легко набирают влияние, сказал Базиль Торжеман (Bassel Torjeman), алжирский эксперт по терроризму. По его оценкам, Тунис "созрел, чтобы стать землей джихада", пишет La Tribune.
По мнению газеты, терроризм в Тунисе может привести к гораздо более разрушительным последствиям, чем те, которые прогнозируют аналитики. Так, по показаниям одного из участников нападения в январе на газовый комплекс Аменас в Алжире (в результате которого погибли более 40 заложников), тунисцы принимают активное участие в боевых операциях на севере Мали, где они координируют действия с группировками для нападений в Тунисе и Алжире. Вырисовывается координация действий салафитов в Алжире, Мали и Тунисе. Кроме того, войну с неверными ведет " четвертое поколение" джихадистов, выращенное на ниве "арабской весны".
По мнению Нуреддина Нейфера (Nureddin Neifer), специалиста по глобальной стратегии в области безопасности, это "психически устойчивые и хорошо обученные воевать люди". "Это " четвертое поколение" на сегодняшний день является самым смертоносным", — сказал Нейфер. Эти боевики, которых Запад называет повстанцами, враждебны нему, они получили хорошую практику в Ливии и Сирии и будут подрывать экономические интересы Запада, придя к власти. Они живут за счет незаконного оборота наркотиков и финансируются через специальные банки, где отмываются деньги. И они не боятся смерти, цитирует Нейфера газета La Tribune.
У Туниса нет выбора, кроме как быть бдительным и вести бой с религиозным экстремизмом и терроризмом. Обезопасить свои границы с Ливией и Алжиром, чтобы предотвратить проникновение террористов и оружия недостаточно. Необходимо действовать в сотрудничестве со спецслужбами и армией Алжира, пишет автор статьи в La Tribune. И такая работа, по его мнению, ведется, свидетельство тому — уничтожение группы террористов на горе Шаамби.
Читайте также: Ливия горько сожалеет о своем лидере
"Усилия Алжира по вопросу о сотрудничестве в области безопасности в арабском регионе Магриба проистекает из убеждения, что восстановление безопасности в регионе является делом каждого", — сказал министр иностранных дел Алжира Мурад Меделси, выступая на 31-й сессии Совета министров иностранных дел стран Союза арабского Магриба (САМ). Он добавил в этой связи, что "речь идет о сочетании усилий по созданию эффективного сотрудничества стран Магриба в борьбе против эскалации терроризма и транснациональной организованной преступности".
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"