Россия занимает место Монгольской империи.
Хэлфорд Маккиндер (1904)
Наполеон кичился своим аналитическим умом: зная географию какого-нибудь государства, он мог делать заключения о внешней политике этого государства. И, если это так, то не удивительно, что в России дипломатия была наукой чуть ли не каббалистической: великая страна с десятком, а то и больше границ всегда выказывала необычайную ловкость в этом вопросе.
Дизраэли (Бенжамин Дизраэли, английский романист и крупный политический деятель, премьер-министр Великобритании. — Ред.) в одном из своих лучших конспиративных романов писал о загадочной российской дипломатии, которая так тревожит Западную Европу… Итак, нет ничего нового под солнцем: в Европе страх перед Россией, как мы знаем, был во многом создан британскими империалистами и освежен великодушными и вездесущими американскими интервентами. Британский автор Хобсон полагал, что Британская империя зиждилась, в основном, на манипуляциях, ошибочных побуждениях, на гуманитарных причинах, в общем, на пропаганде, если говорить современным языком.
Очень часто в этом не было никакой экономической целесообразности; вот почему финансовым воротилам и политикам, обеспечивавшим и вооружавшим экспедиции, были просто необходимы пропагандисты вроде Киплинга. Вы только подумайте о мотивах, заложенных в сюжет одного из наиболее известных его произведений — "Человек, который хотел стать царем": "Двести пятьдесят тысяч человек готовы врезаться в правый фланг России, если она станет добиваться Индии!".
Неужели Киплинг действительно верил во вторжение русских? Или он мечтал о таковом? Западная враждебность и паранойя по отношению к России, во всём этом нет ничего нового. Такие мысли внедрялись в течение двух столетий при помощи различных факторов: деспотизм, современная банковская система (на которую цари накладывали запрет), православная вера, а затем, конечно, и коммунизм. Другим основным фактором была легендарная и завышенная в своей оценке теория Маккиндера о "Хартленде".
Читайте также: Гилберт Честертон против американизации мира
В 1904 этот географ, который создавал атласы и школьные учебники, был директором колледжа, написал знаменитую статью: "Географическая ось истории". Маккиндер, кажется, одержим волнами нашествий монголо-татар, которые, действительно, угрожали, убивали и разоряли гораздо больше людей из славянских народов, включая русский, чем британцев! И он настаивает, гонимый своей идеей, на следующем факте: переход через Россию является вещью фундаментальной; монгольская империя все еще существует там под другим именем.
Известный французский историк Груссэ позднее писал в своем "Итоге истории", что красная армия была слепой и моторизированной степной империей! К несчастью, это не только метафора. Процитирую две фразы из этого знаменитого текста. В первой Маккиндер сравнивает деяния Запада и России. Для России он определяет ее интуицию: "Пока военно-морские силы Западной Европы усеивали своим флотом океан, Россия организовала казаков и обеспечила патрулирование степей, подготовив своих собственных кочевников ко встрече с татарами. И не является ли стержнем мировой политики эта обширная зона Евразии, недосягаемая для кораблей, однако, на сегодняшний день укрытая сетью железнодорожных путей?".
Проблема же состоит в том, что открытие Маккиндера с тех пор превратилось в главную составляющую американской политики вмешательства и нарушения всяческих норм. Мы можем прочитать в знаменитом труде господина Збигнева Бжезинского: "Чингисхан и его преемники, разгромив своих ближайших противников, установили централизованный контроль над территорией, которую с недавних пор профессора геополитики стали определять как глобальную основную землю, или как стержень мирового господства".
И словно его вдохновил Толкиен, господин Бжезинский добавляет в привычном ему противоречивом тоне: "Он (Маккиндер) популяризовал свою центровую концепцию следующим изречением:
Кто управляет Восточной Европой, управляет и главной, сердцевинной территорией — "Хартлендом".
Кто управляет сердцевинной территорией, тот управляет Мировым островом.
Кто управляет Мировым островом, тот управляет всем миром.
Такой образ мышления, конечно, оправдывает западное отношение к России. И я подчеркиваюто,очемужеписалранее:концепция Маккиндера вполне может быть ошибочной или поверхностной. Его мировой центр означает пустые и холодные пространства, лишенные инфраструктур и населения; они могут быть богаты природными ископаемыми, как и многие другие мировые пространства; в конце концов, было бы большим преувеличением называть их гнездом Чингисхана, не говоря о том, что вам просто нужен гигантский враг, чтобы помериться с ним силами.
Однако, такое представление не попадает в заткнутые уши. Радостный господин Збигнев Бжезинский добавляет: "Геополитика способствовала тому, что многие ведущие немецкие политические географы оправдывали расширение своей страны на восток — "Drang nach Osten,", особенно это заметно в трудах Карла Хаусхофера, адаптировавшего концепцию Маккиндера согласно германским стратегическим нуждам. Этот во многом вульгаризированный отголосок, возможно, был услышан Адольфом Гитлером, особенно в его положении о том, что германскому народу необходимо жизненное пространство — "Lebensraum".
Читайте также: Россия для Алжира — гарант против хаоса
Теперь уже стало известным, что доктрины Маккиндера и Хаусхофера сопровождали нездоровую политику Гитлера "власть и пространство" — Macht und Raum ("всякое расширение территории должно быть осуществляемо за счет России") и его выдрессированных войск, которые произвели двадцать шесть миллионов смертей в славянских странах. Монголы снова пришли, но на этот раз с Запада. Нацисты и фашисты видели себя как защитников западной цивилизации от варварской и монгольской большевистской Азии.
Такое ужасное будущее никак не предвидел пророк Маккиндер, написав следующие строки: "Российское давление в Финляндии, в Индии, Персии и Китае заменяет центробежные набеги степных жителей". Вот так легко он сравнивает русских с монгольскими ордами! Конечно, мистер Маккиндер исключает тот факт, что Россия не была колониальным оккупантом Индии (разве что, считать Махатма Ганди агентом КГБ), ни находилась в числе тех главенствующих сил, которые в 1900 году оскорбили Китай. А кто оккупировал Персию во время Второй мировой войны?
Фактически Маккиндер спровоцировал процесс, который защищает англосаксонское право на обладание миром в любой точке земного шара. Маккиндер следовал по стопам Мэхэна — первого теоретика современных морских владычеств (Ред. — Мэхэн Альфред Тайер, амер. буржуазный историк, один из родоначальников геополитики), но он зашел слишком далеко, открыв путь русофобской политике целого столетия.
Это род геополитической паранойи, которая легко может превратиться в науку: вам лишь стоит пригласить и оплатить ученых. А окруженная российская демократия превращается в угрожающую силу, которая покушается на мир… нового мира! И стоит ли нам описывать доктрину Монро для Центральной Азии? Или даже для России? Еще более вдохновленный господин Бжезинский взывает, что потеря Украины была вещью не только геополитически основоположной, но также и геополитически катализирующей. И то же думал и Гитлер и немецкие дипломаты при подписании Брест-Литовского договора в марте 1918.
Читайте также: Как распад СССР завел США в тупик
Западный фактор в теории стержневой земли, конечно же, основной. Маккиндер ошибался, но он не был слепцом, в конце концов, он добавляет, что "если бы Германия сама выступила инициатором объединения с Россией, то мировая империя была бы затем установлена". Именно поэтому Англия предпочла внезапный союз с Россией в 1907, даже если такое решение ускорило необдуманную и неосторожную войну Кайзера против России.
Совершенно очевидно, что дружественные дипломатические отношения между Германией и Россией побуждают к созданию нового европейского союза, который бы смог решить наши проблемы. И так же ясно то, что фактор Маккиндера должен всякий раз представать перед нашей памятью, чтобы помочь нам понять самые безумные шаги западной дипломатии против России. Напомним себе еще раз его девиз:
Кто управляет Восточной Европой, управляет и главной, сердцевинной территорией — "Хартлендом". Кто управляет сердцевинной территорией, тот управляет Мировым островом. Кто управляет Мировым островом, тот управляет всем миром.
Читайте самое интересное в рубрике"Мир"