ООН и мировое сообщество в ее лице вновь пытается установить контроль над международным рынком вооружений. Конференция, начавшаяся на днях в нью-йоркской штаб-квартире (то есть на территории государства, которое является наиболее ярым противником подписания договора о торговле оружием), должна окончательно определить жизнеспособность этой идеи.
В понедельник, 18 марта, в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке стартовала конференция, собравшая представителей 193 государств ее участников. Основная задача членов ООН — выработка и подписание соглашения, нацеленного на регулирование экспорта-импорта вооружений в мире.
Вступительная речь генерального секретаря ООН Пан Ги Муна содержала аргументированные доводы в пользу важности принятия соглашения о многостороннем контроле продажи оружия в мировом масштабе, тем более, что аналогичные договоры уже давно подписаны и активно применяются во всех иных областях глобальной торговли. Им было также подчеркнуто, что реализация обычных видов вооружений — важный и сложный сектор, затрагивающий финансовые интересы государств и их деловых кругов, вопросы национальной безопасности и внешних рубежей политики, с одной стороны, с другой — напрямую касающийся гуманитарных и правовых аспектов международного права.
Мнения заинтересованных сторон
С 1995 года идея создания и реализации многостороннего соглашения международного образца, призванного заменить формальные односторонние акты, носящие характер рекомендаций, начала активно муссироваться в кулуарах ООН. Позже, в 2006 и 2012 годах, осуществлялись попытки разработки и принятия компромиссного варианта международного договора о торговле оружием (МДТО). Семь лет назад проект соглашения был поддержан 154 государствами. Против него, помимо РФ, отдали свои голоса официальные Вашингтон, Иерусалим, Пекин и Пхеньян, большая часть из которых входит в десятку крупнейших экспортеров вооружений. В числе воздержавшихся в 2006 году от голосования присутствовали страны, значащиеся в списке ведущих мировых импортеров оружия (Индия, Ливия, Пакистан, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и другие). И сегодня, признавая необходимость регулирующего документа такого характера, по-прежнему не все страны согласны с содержанием его проекта.
Российская Федерация настаивает на включении в формулировку соглашения пункта, запрещающего продажу вооружений негосударственным субъектам. Такое требования обусловлено желанием защитить действующие легитимные органы государственной власти от попыток военного мятежа с целью их свержения, что уже имело место в Ливии и Сирии. Помимо этого, сторона считает достаточным упомянуть в документе лишь легкое и стрелковое оружие, а также предлагает полностью отказаться от практики участия частных посредников в сделках по его реализации. В целом, российская позиция сводится к желанию ужесточить контроль над нелегальными поставками вооружений в регионы, охваченные военными конфликтами, а не к слежению за исполнением действующих международных контрактов.
Читайте также: Рынок оружия лидеров не менял
Соединенные Штаты Америки не могут согласиться с МДТО ввиду разногласий со второй поправкой Конституции, принятой еще в 1791 году, и гласящей о неоспоримом праве каждого гражданина на хранение и ношение оружия. Несмотря на вышеназванную официальную трактовку отказа, большая часть аналитиков едина во мнении, что США считают неприемлемым требование договора о ежегодном отчете об экспортных объемах и потребителях американских вооружений. Это является следствием стремления к повсеместному "насаждению" американского варианта демократии и политики двойных стандартов, проявляющихся в поддержке, в том числе военной, оппозиционных сил в районах их геополитических интересов. Именно отказ в 2012 году Соединенных Штатов от участия в соглашении вынудил некоторые страны последовать их примеру. Последние посчитали неразумным решение поставить свою подпись под договором, условия которого не будут исполняться крупнейшим производителем и продавцом оружия на планете. Тогда же египетская делегация потребовала полноценного участия представителей Палестинской автономии в обсуждении и ратификации конвенции, с чем категорично не согласился Израиль.
Ряд государств-участников ООН в прошлом году акцентировали внимание других членов организации на своем желании внесения небольших поправок в основной текст договора. Так, США, Сирия, Египет и Китай настаивали на выделении вопроса о покупке и продаже боеприпасов в отдельное соглашение; последний же отказался от упоминания в конвенции мелкокалиберных единиц вооружений. Таким образом, к проходящей сейчас в Нью-Йорке конференции страны-члены этой всемирной организации пришли с осознанием, как минимум, необходимости доработки МДТО. Многие из них озабочены вполне закономерным вопросом о целесообразности подписания и жизнеспособности этого документа, в связи с занимаемой некоторыми сторонами принципиальной позицией.
Общество и оружейный вопрос
Современное общество также не может быть не заинтересованным в решении столь актуальной проблемы, по той простой причине, что применение обычных вооружений в военных конфликтах в разных частях планеты ежегодно становится причиной гибели более чем пятисот тысяч человек. Огромную роль в реализации инициативы, ужесточающей контроль за продажей, покупкой и обменом вооружениями играют общественные организации. Правозащитники из Amnesty International стали авторами широкомасштабной кампании "Оружие — под контроль", призванной содействовать принятию строгих правил его оборота в мире.
Активисты общественного движения Oxfam назвали недопустимой ситуацию, при которой на каждого из более семи миллиардов жителей Земли ежегодно приходится две выпускаемые пули, а контроль за реализацией последних отсутствует напрочь. В преддверии конференции, в средствах массовой информации был опубликован текст открытого письма, написанного мировыми знаменитостями генеральному секретарю ООН, в котором в очередной раз прозвучал призыв с требованием уделить особое внимание масштабам производства и продажи вооружений, а также целям их использования.
Современный рынок вооружений
Современный международный рынок вооружений состоит сегодня из двух секторов: официального и теневого. "Черный рынок" формируется преступными группировками, представителями крупного бизнеса и государственными структурами, на которые возлагается особая внешнеполитическая миссия. Поставки оружия осуществляются через слабоконтролируемые государственными органами территории, дипломатические и этнические каналы, а также легальным образом, под видом оборудования или запасных частей. Во многом благодаря именно серым схемам реализации осуществляется снабжение антиправительственных сил и криминальных сообществ во многих частях планеты.
Читайте также: Наше вооружение - лучшее в мире
С использованием такого оружия уничтожаются многие тысячи человеческих жизней. Легальный мировой рынок вооружений в 2012 году вплотную приблизился к суммарной отметке в семьдесят миллиардов долларов, где США принадлежит немногим менее трети его общего объема, России — чуть более четверти, Германии, Франции, и Китаю — 7, 6 и 5 процентов соответственно. В число основных продавцов также входят Великобритания, Испания, Италия и Швеция. Лидерами в списке импортеров являются Индия с 12 процентами, Китай с 6 процентами, Пакистан и Южная Корея с 5 процентами, Сингапур с 4 процентами от общего объема импорта.
Перспективы и сложности подписания международного договора о торговле оружием
Суммарный количественный и денежный оборот легального и нелегального секторов мирового рынка вооружений достигает огромных размеров. Для многих держав доход, получаемый ими в сфере военного экспорта, играет немаловажную роль в формировании государственного бюджета. Именно финансовая и политическая заинтересованность способствует нарушению ими существующих международных норм, регулирующих оборот оружия.
Подписание и реализация на практике МДТО призвано сделать рынок экспорта-импорта вооружений в мире абсолютно прозрачным. Страны-члены ООН, поставившие свою визу под документом, обязываются в дальнейшем ежегодно предоставлять сведения о роде и количестве реализованных оружейных единиц, а также их покупателях. Нарушение участниками соглашения его условий влечет за собой применение международных санкций.
Стоит лишь отметить, что для применения документа на практике еще предстоит решить, кто и каким путем будет осуществлять контроль за выполнением условий договора сторонами, откуда будут черпаться данные о его нарушениях и каков предполагаемый механизм их расследования. Но самая большая сложность, с которой предстоит столкнуться ООН в случае ратификации соглашения — попытки некоторых государств превратить МДТО в еще один дискредитирующий себя механизм политического воздействия на неугодных членов.
Читайте самое актуальное в рубрике "Мир"