Германия ищет деньги на свои крупные геополитические проекты. Взять у собственных граждан опасно — бюргеры могут не оценить. Потому немецкие власти обратили свои взоры на… Россию. Средства немцы будут брать у неё, причём без всякого разрешения.
В последнее время российско-германские отношения переживают не самые лучшие времена. Нет, до уровня российско-американских или российско-польских они не скатились. Врагом Россию в Германии не объявляют и отношений с нами немцы прекращать не собираются. Но партнёрство — партнёрством, а денежки и интересы — врозь. А уж когда речь идёт о деньгах на великие цели, карманы партнёра можно и опустошить.
Иного объяснения действиям Германии не найти. В своих притязаниях немцы весьма настойчивы. Так, осенью 2011 года в Берлине прошли обыски в офисе дочерней компании "Газпрома" Gazprom Germany. Спустя год Еврокомиссия, в деятельности которой немцы играют первую скрипку, начала антимонопольное расследование в отношении российского гиганта. Особо ретивые евробюрократы выставили ему счёт: 15 млрд евро.
Своих целей немцы (пусть и не полностью) добились. С 2011 года российская компания вынуждена снижать цены для европейских потребителей — в первую очередь как раз немецких. Зависимость России от немецких покупателей достаточно велика — вот они и диктуют свои условия. А тут ещё в Германии дали понять, что не прочь начать разработку на немецкой территории сланцевого газа. Что же, давление есть давление.
Сейчас темой номер один в Европе стало решение властей Кипра о частичном изъятии средств вкладчиков местных оффшоров. Принималось оно отнюдь не самими киприотами. Это было требование кредиторов из ЕС и МВФ, которые в противном случае угрожали не дать Кипру спасительный кредит. А кто в роли главного спасателя, кто давил на киприотов сильнее всех? Правильно, немцы.
В этом году в Германии пройдут парламентские выборы. Результаты голосования в отдельных землях показывают, что шансы на победу у нынешней коалиции христианских демократов и свободных демократов невелики. А необходимость помогать немецкими деньгами кипрской экономике опустят планку электоральной поддержки до минимума. Так что немцы изящно переложили дело спасения Кипра на других. Впрочем, понять их можно. Денег лишних нет, платить "халявщикам грекам" не хочется…
Только вот под ударом окажется… Россия. Примерно треть иностранных средств, лежащих в кипрских банках, принадлежит российским гражданам и российским компаниям. Если изъятие средств состоится — они потеряют больше других. Учитывая, что таким способом киприоты с подачи немцев хотят собрать почти шесть миллиардов евро, россияне потеряют почти два миллиарда. А немцы эту сумму в итоге используют по-другому. Изящная комбинация. И деньги сэкономили, и Россию заставили платить вместо себя.
Читайте также: Спасение Кипра - это распад Запада
А должны ли немцы платить киприотам? На первый взгляд, не обязаны, однако это — лишь одна сторона монеты. Другая же заключается в том, что Германия рассматривает Евросоюз как инструмент расширения своего влияния. А влияние стоит денег. Сегодня немцы являются в ЕС безусловной державой номер один, они хотят диктовать другим условия игры, они желают превратить Германию во всех смыслах в великую державу. Но платить не хочется. И отличный способ — переложить связанные с политическими целями затраты на российского партнёра.
Находящаяся у власти канцлер Ангела Меркель представляет Христианско-демократический союз (ХДС). Её цель — активная внешняя политика, превращение Германии в державу номер один в Европе. Нет, расовые теории Адольфа Гитлера немецкие консерваторы не разделяют, но мягкий "натиск на восток" проводят. Они запустили целый ряд проектов, которые утверждают их страну в качестве европейского лидера. И ради их воплощения они готовы на многое.
Один из таких проектов — вступление в Евросоюз Хорватии. Решение об этом принималось в 2009–2011 году, когда мировой экономический кризис вовсю о себе заявил. Может быть, у хорватов очень богатая страна? Ничего подобного. Уровень жизни в ней примерно такой же, как в Польше или Прибалтике. Сотни тысяч хорватов находятся на заработках, причём преимущественно как раз в Германии. Безработица зашкаливает. Экономической выгоды от такого новичка ЕС никакой.
Однако не всё в жизни определяют деньги… Хорваты — давний союзник Германии и Австрии. Когда распадалась Югославия, именно Германия первой признала хорватскую независимость. Несмотря на сопротивление Франции и ряда других стран, немцы продавливали членство Хорватии в Евросоюзе. Расширение германской сферы влияния в Европе, лишний лояльный голос в ЕС немцам не помешает. И в Германии ради такого готовы залезть на российские счета в кипрских оффшорах.
Второй проект — независимое Косово. Он — не чисто немецкий, но у немцев есть свой интерес. Для немецких консерваторов Сербия — противник, значит, её надо ослабить. В Берлине, безусловно, отдают себе отчёт, что современное албанское Косово — царство наркомафии, на 70 процентов дотируемое деньгами из Евросоюза, доля Германии в которых — самая большая. Опять нужны средства, и пусть россияне раскошелятся.
Третья задача — внутринемецкая. Чем дальше, чем большее бремя выплат многочисленным иммигрантам несёт на себе германский бюджет. Если прекратить выплаты — турки и иные "новые немцы" взбунтуются. А если переложить их на бюргеров — им не понравится. Отличный способ отсрочить решение давно назревшей проблемы.
И наконец, четвертый резон. Своего отрицательного отношения к России многие представители немецкой элиты не скрывают. Преследуя "Газпром" и побуждая киприотов изъять российские деньги, Германия стремится ослабить конкурента в лице России, делая её сговорчивее. У немцев есть рычаги давления на нашу страну, но их не всегда хватает. И чем больше ресурсов для давления, тем лучше. Превращение опасного конкурента в покладистого партнёра — что может быть приятнее?
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"