С начала революционных событий в Ливии прошло более двух лет, в результате долгого и кровопролитного противостояния режим Муаммара Каддафи удалось свергнуть, однако мир в страну это ни принесло. По последним данным, несмотря на меры нового правительства, в Ливии продолжается военное противостояние, усилилась и межклановая борьба. В стране царит экономическая и социальная разруха. Судьба ливийского народа по-прежнему оставляет желать лучшего, немного известно и о судьбе семьи бывшего ливийского правителя. Повторят ли дети историю своего отца? Давайте попробуем ответить на этот вопрос.
Как известно, у Муаммара Каддафи было восемь родных детей, один из которых, Мухаммад, от первого брака с Фатхиа Нури Халед. Детьми от второго брака являются: Саиф аль-Ислам, Саади, Мутасим Билал, Ганнибал, Сейф аль-Араб, Хамис и дочь Айша. Практически ничего не известно о судьбе его приемных детей и ближайших соратников — Мусы Ибрагима и Мусы Кусы.
В результате борьбы за власть в Ливии трое сыновей Муаммара Каддафи — Саиф аль-Ислам, Мутасим Билал и Хамис, были убиты. Стоит отметить, что Муттасим Каддафи был казнен в нарушении всех международных конвенций, говорящих о недопущении расправ над пленёнными командирами, что подтверждается результатами расследования международной правозащитной организации Human Rights Watch.
В настоящий момент от ливийских властей скрываются четверо детей Каддафи — Мухаммад, Саади, Ганнибал и Айша. При этом Международный уголовный суд не предъявил Мухаммаду никаких обвинений, признав, что его роль в подавлении народного восстания в Ливии была незначительна. Мухаммад был старшим ребенком Каддафи и считался возможным преемником отца. Он был председателем Генеральной компании почт и телекоммуникаций Ливии, которая управляет телефонной и сотовой связью в стране. 29 августа 2011 года он вместе с членами своей семьи бежал в Алжир. Нашел убежище в Алжире и Ганнибал Каддафи.
Саади Каддафи — бывший ливийский футболист, бизнесмен и политик, во время Гражданской войны занимал различные командные должности в войсках своего отца Муаммара. Президент Нигера официально признал, что он дал ему убежище в гуманитарных целях и, по последним данным, сейчас Саади живет в государственном гостевом доме в Ниамее. Несмотря на то, что на родине Саади наверняка будет вынесен смертный приговор, Интерпол объявил сына Каддафи в международный розыск и затребовал его ареста при первой возможности.
Айша Каддафи также бежала с братом и матерью в Алжир. Являясь бывшим послом доброй воли ООН, она не перестает подавать в суд исковые заявления о признании бомбардировок страны и убийства близких незаконными. В частности, она подала в суд на НАТО за бомбардировки здания в резиденции Каддафи, в ходе которых погибли её брат, Саиф аль-Араб Каддафи, и малолетняя дочь. Она утверждает, что нападение противоречило нормам ведения войны, так как это было гражданское здание. Айша также по — прежнему продолжает призывать ливийцев к восстанию против нового правительства. С целью заставить Международный уголовный суд расследовать гибель отца, Айша наняла израильского адвоката Ника Кауфмана.
Читайте также: Преступление или трусость дипмиссии РФ в Ливии?
Главный наследник Муаммара Каддафи Сейф аль-Ислам был схвачен через месяц после гибели отца и в январе этого года предстал перед ливийским судом по обвинению в "подрыве национальной безопасности" и в военных преступлениях. Прошения его адвокатов о проведении процесса не в Ливии, а в Гааге, не принесли результатов. По мнению самого Сейфа, данный суд превратится в простое убийство. "Я не боюсь умереть, однако если вы казните меня после такого суда, вы должны просто назвать это убийством и удовлетвориться этим", — сказал Сейф аль-Ислам находясь в тюрьме города Зинтан на западе Ливии. Однако власти Ливии выполнить запрос Международного суда отказались. Слушания по делу сына Каддафи прошли за закрытыми дверями, журналисты, кроме представителей государственного телеканала Al-Watania в зал не допускались.
Для того чтобы ответить на вопрос, что ждет оставшихся в живых родственников Каддафи, давайте рассмотрим ситуацию в Ливии сегодня. Как уже было отмечено ранее, боевые действия в разных частях страны продолжаются до сих пор. Весь 2012 год шло противостояние новой власти и племени Варфалла, населяющего город Бани-Валид. Неспокойно и в родном для семьи Каддафи — Сиртре. Город находится на военном положении, там действует комендантский час. В стране не решена также проблема "повстанческих бригад", сформированных по территориальному признаку в период войны с Каддафи. Крупнейшие из них "Бригада Тигров Мисураты" и бенгазийская бригада "Щит Ливии" продолжают принимать участие в боевых действиях. Решать проблему вооруженного противостояния удается только с помощью иностранных военных в районе нефтяных месторождений на юго-востоке страны.
Особо острая ситуация сложилась на юге страны в местах проживания родов негритянского племени Тубу. Ливийские власти и западные средства массовой информации представили конфликт Тубу и Зуайя как чисто межплеменной, но в действительности ситуация в регионе значительно сложнее. Так на стороне Зуайя (сторонников новых властей) воевали и негры, а на стороне Тубу — арабы- каддафисты.
В декабре 2012 года Ливия закрыла границу с Алжиром, Нигером, Чадом и Суданом в связи с ухудшением ситуации в сфере безопасности и объявила эту местность военной зоной. Однако появляется информация о том, что представители южноливийских племён провозгласили свой регион независимым — Федерацией Южной Ливии.
Фактическую ситуацию в стране Amnesty International описывает следующим образом: "Повсюду отряды вооружённых боевиков, которые теперь называются милицией, они действуют абсолютно бесконтрольно, их сотни по всей стране. Они арестовывают людей безо всяких оснований, отправляют их в тюрьмы и пытают. В таких действиях повстанцы и Запад некогда обвиняли самого Каддафи. Теперь, как утверждают независимые наблюдатели, такое случается каждый раз, когда правительство не может или не хочет найти управу на милицию".
Профессор Университета Зайтуна Ибрагим Аллуш отмечает, что "страна страдает от самых разных проблем, которых она раньше не знала. Её инфраструктура уничтожена, отряды вооружённых формирований ходят по улицам и делают всё, что хотят. Так что действительно многое изменилось, однако не к лучшему".
Таким образом, Ливия все больше погружается в хаос. Режим Каддафи пал, его ближайшее окружение и семья подвергаются преследованию, в стране кланы и целые города продолжают воевать друг с другом, ежедневно растет число радикальных исламистов.
Безусловно, новая власть в стране неустойчива, не имеет авторитета и поддержки населения. Правительство показало полную неспособность решать вопросы безопасности, социальные и экономически проблемы. В сложившейся ситуации новая власть стремится найти виноватых и во всех бедах страны обвиняет главных "врагов" государства — членов семьи Муаммара Каддафи. Поэтому, вероятнее всего, поиск и уничтожение этих людей будет носить все более агрессивный характер.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"