Греция распродает острова на родине Одиссея?

На днях между Грецией и эмиром Катара шейхом Хамадом бин Халифа Аль Тани было подписано соглашение о приобретении последним шести островов близ острова Итака в Ионическом море. Сколько еще Греческой республике потребуется продать островов ради решения насущных экономических проблем и поможет ли ей это в преодолении экономического кризиса?

Распродажа территорий!

На днях эмир небольшого арабского государства Катар шейх Хамад бин Халифа Аль Тани приобрел у Греции несколько островов, расположенных в Ионическом море. Общая площадь шести небольших областей суши, ранее сдаваемых этой европейской страной на условиях долгосрочной аренды, близка к 6 квадратным километрам. Сумма сделки составила 8,4 миллиона евро.

Новый собственник территорий, расположенных в непосредственной близости от острова Итака с населением в три тысячи человек — родины легендарного царя Одиссея — уже пообещал осуществить прокладку магистрального водопровода с материковой части Греции до участка земли, некогда принадлежавшего мифическому герою. За этот благотворительный шаг шейх удостоился права в ближайшем будущем стать обладателем титула "Почетный гражданин Итаки", который ему пообещал мэр острова Яннис Касьянос.

Суровые предпосылки

Греция, имеющая общую площадь, приблизительно равную 132 тысячам квадратных километров, сегодня на 20% состоит из больших и малых островов, расположенных в Эгейском, Ионическом и Средиземном морях. Населенными или обжитыми являются лишь около 12% из почти двух тысяч разбросанных на разном расстоянии от материка частиц территории Эллады. Каждый ее остров — часть воспетой Гомером некогда великой Греции, имеющий свою собственную историю. Историю, связанную лишь с расширением территории греческого влияния за счет вошедших в анналы героических военных походов и познавательных экспедиций, обогащения соседних народов передовыми знаниями, культурными достижениями и многовековыми традициями. Что же послужило причиной потери Грецией в XXI веке своих исконных суверенных территорий? Как вышло, что на земле, где ранее господствовали античные герои, ныне будет распоряжаться представитель иной, далеко не греческой, цивилизации?

Доселе стабильно растущая и уверенно интегрированная в общеевропейскую, греческая экономика пошатнулась после первой волны мирового кризиса. Первые тревожные сигналы о грядущих проблемах стали поступать в 2009 году, когда страна начала себя активно загонять в долговой тупик. Отсюда и название греческого экономического кризиса — долговой. Греция, безоглядно пользовавшаяся кредитами, получаемыми от международных финансовых институтов, иностранных государств и частных заимодателей, в 2009–2010 годах столкнулась с невозможностью их своевременного возврата, связанной с высокими показателями бюджетных затрат.

Опасения инвесторов относительно отсутствия у страны возможностей по выполнению своих кредитных обязательств лишь подтверждались растущей суммой ее государственного долга, 33% которого приходится на зарубежных партнеров (Франция, Германия, Великобритания, США, Италия, Швейцария, Япония и Испания), 18% — на Европейский Центральный банк, 14% — на Еврокомиссию, 5% — на Международный валютный фонд и еще 1/3 составляют социальные внутригосударственные выплаты и расходы. Спохватившись, греческое руководство ввело режим "тотальной" экономии бюджетных средств, негативно отразившийся на уровне заработной платы, пособий и дотаций, чем спровоцировало массовые недовольства и беспорядки граждан страны, население которой составляет около одиннадцати с половиной миллионов жителей. Даже, несмотря на оперативную финансовую помощь стран-партнеров по ЕС и пятидесятипроцентное списание суммы долга частных инвесторов, он в 2013 году превысит 180% греческого ВВП, при считающейся критической отметке в 60%.

Читайте также: Газпром продвигается в Грецию

Сумма государственного долга Греческой Республики на сегодняшний день составляет около 260 миллиардов евро. При существующих тенденциях, ни практика мер жесткой экономии, ни 50-ти миллиардная приватизация государственных активов в течение трехлетнего периода, ни проведение масштабных реформ, ни помощь извне не способны полностью излечить экономику страны от грозящего ей коллапса. Греция ищет любые дополнительные источники пополнения бюджета и латания в нем быстро растущих дыр.

Путь экономического развития по-катарски

Государство Катар, возглавляемое шейхом Хамадом бин Халифа Аль Тани, при том, что оно считается одной из самых небольших по размеру и численности населения арабских стран, является одним из лидеров по динамике роста ВВП не только в регионе, но и в мире. Обладая площадью в 11,5 тысяч квадратных километров, представленной преимущественно пустыней, и 1,6 миллионами жителей, Катар занимает первое место в мировом рейтинге стран по объему ВВП на душу населения. Каждый десятый из 300 тысяч его коренных жителей, по данным официальной статистики, является миллионером.

Третье место Катара в мире по запасам природного газа, шестое — по количеству его экспорта, постоянное наращивание объемов добычи, стабильное пополнение танкерного флота сверхсовременными единицами — тот самый пресловутый ресурсный фактор, который, в совокупности с одним из самых низких в мире уровней коррупции и грамотной стратегией развития, не позволили стране ощутить на себе разрушительное влияние мирового экономического кризиса. Более того, в этот сложный для всего мира период Катар начал широкую внешнеэкономическую экспансию, активно приобретая интересующие его активы. Специально для этих целей создаются инвестиционные фонды, призванные диверсифицировать доходы, получаемые от реализации энергоносителей, и, соответственно, повысить число доходных статей государственного бюджета.

Точки соприкосновения двух стран

Интересы Катара распространяются на многие страны мира, включая и Греческую Республику. Недавно страны заключили двухстороннее соглашение о создании межгосударственного инвестиционного фонда с капиталом более 2 миллиардов евро, основной целью которого будет поддержка малого и среднего греческого бизнеса. Катар особо интересуют инвестиционные программы, связанные со строительством, туризмом, энергетическим и оборонным сектором, здравоохранением, пищевой и золотодобывающей промышленностью. Бедной Греции жизненно необходим богатый Катар, и обе стороны это прекрасно понимают. В этой ситуации последний может диктовать условия, первая вынуждена их принимать.

На фоне набирающего обороты двухстороннего экономического сотрудничества появление эмира Катара Хамада бин Халифа Аль Тани в территориальных водах Греции не выглядит чем-то нелогичным. Один из самых влиятельных и богатых монархов мира Хамад бин Халифа Аль Тани, обладающий состоянием, превышающим 11 миллиардов долларов, рассматривается греками как еще один источник покрытия дефицита госбюджета Греции.

Греки: хозяева или гости?

Эмир Катара, представляющий страну, на стратегическое сотрудничество с которой Греция делает большую ставку, является желанным гостем и, в свете состоявшейся сделки по продаже островов, хозяином в одном лице. Но проблема в том, сколько еще таких хозяйничающих гостей или гостящих хозяев может появиться около берегов ее материковой части в ближайшее время. Ведь только на данный момент греческий фонд развития активов определил список из сорока (!) островных территорий, которые будут отданы в долгосрочную аренду с возможностью их дальнейшего выкупа. Причем речь идет об островах с хорошим рельефом, удобным местоположением относительно материка, высокоразвитой инфраструктурой. С учетом уже проданных Хамаду бин Халифа Аль Тани, речь может идти о планах реализации 2,5% от общего числа греческих островов. И это только сегодня…Ввиду возможного усугубления проблем в экономическом секторе Греческой Республики в ближайшем будущем, это показатель может вырасти многократно. Хватит ли у Греции островов для погашения быстро растущего государственного долга, вот в чем заключается главный вопрос?

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"