Министр труда Франции Мишель Сапен назвал свою страну "банкротом", чем нанес значительный ущерб и так подмоченной репутации президента Олланда. Министр заявил позже, что иронизировал, но его "черного юмора" никто не понял. Тем более, что банкротство (из-за Мали и финансовых проблем) может стать для Франции реальностью в самое ближайшее время.
В интервью 27 января на местной радиостанции министра труда Франции спросили, думает ли он о Франции, как думал его предшественник Франсуа Фийон, который заявил в 2007 году, что она стоит на грани банкротства. Сапен ответил: "Франция — все еще государство, но это государство-банкрот. Именно поэтому нам необходимо принять план сокращения расходов бюджета и ничто не должно отвратить нас от этой цели". Эти слова вызвали большую полемику во Франции и странах еврозоны. Сам Сапен после столь резких высказываний попытался сгладить ситуацию. Он рассказал агентству AFP, что он не использовал этот термин для описания текущей ситуации, просто это была своего рода "ирония".
Однако никто этой иронии не понял. Министр финансов Пьер Московичи назвал слова Сапена "неуместными". Оппозиция тоже возмутилась. Бывший премьер-министр Ален Жюппе заявил в понедельник, что Франция в период правления правых "не была банкротом" и государство было "в состоянии выполнять свои финансовые обязательства, включая выплату своим сотрудникам". И сам мрачно пошутил: " Мне чрезвычайно любопытно будет увидеть, как президент выполнит обещание и обеспечит экономию 60 миллиардов евро бюджетных средств в течение последующих пяти лет ".
Такие обещания были даны во время предвыборной кампании Олланда. Еще он пообещал увеличить собираемость налогов на 20 миллиардов евро, в основном за счет ввода подоходного налога в 75 процентов на лиц, чей годовой доход превышает один миллион евро. Однако инициатива была в декабре прошлого года заблокирована Конституционным судом Франции. Данные Центрального банка Франции показывают, что капиталы бегут из страны. По словам премьер-министра Жан-Марка Эйро, "богатые французы не хотят принимать участие в общем деле спасения страны".
Читайте также: Франция снимет со своей шеи мигрантов
Они уверены, что если власть действительно хочет поднять Францию с колен, то Олланду стоит прекратить преследовать тех, кто способен быть успешным в деле ее восстановления. Из последних скандальных побегов можно вспомнить отказ от гражданства Жерара Депардье, который сменил свой финансовый адрес на бельгийский, а паспорт на российский, другой знаменитый актер — Венсан Кассель — перебрался в Бразилию. А в Бельгию подался самый богатый человек Франции Бернар Арно — хозяин холдинга LVMH, куда входят более 60 фирм, в том числе Dior, Givenchy, Louis Vuitton, Guerlain, Moët & Chandon, Veuve Cliсquot. И богатых людей Франции ждут везде, даже премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон сказал, что его страна будет "раскатывать красную ковровую дорожку", чтобы их привлечь.
Как пишет газета Le Figaro, комментируя высказывания Сапена, к реальному банкротству Франция может приблизиться и достаточно быстро, если она так и не сможет резко сократить государственные расходы. К концу 2013 года государственный долг страны достигнет 91 процента от ВВП. К 2017 году для финансирования пенсий будет не хватать 21 миллиарда евро. Число безработных в стране составляет пять с половиной миллионов человек. По сведениям газеты, роста ВВП в 0,8 процента в 2013 году уже не предвидится, и в правительстве уже начинают подумывать о том, как бы уговорить Еврокомиссию простить Франции то, что она не уложится в предусмотренный Брюсселем дефицит в 3 процента годовых.
Экономические неурядицы правительства Олланда происходят на фоне сложной ситуации в бывшей французской колонии — Мали. В конце декабря 2012 Олланд принял одностороннее решение ввести в Мали военный контингент. И хотя французы рапортуют об освобождении от исламистов одного города за другим, ситуация не так радужна, как может показаться. С первоначальной задачей — остановить продвижение боевиков с севера на юг — войска справились. Но выбить исламистов с их позиций на севере и установить над ним контроль будет не так просто. Боевые действия могут привести к гражданской войне, которая затронет соседние страны. И властям будет крайне сложно взять ситуацию под контроль.
Читайте также: Франция: налоги выпроваживают богачей
Le Figaro пишет, что Франция будет воевать в Мали практически в одиночку. Она может рассчитывать только на поддержку Вашингтона и Лондона, да и то — косвенную. Западные страны, хоть и помогают техникой и разведданными, непосредственно в боевых действиях участия принимать не хотят. Да и среди африканских государств, которые официально выступают за операцию, есть недовольные. Например, министр иностранных дел Туниса заявил, что иностранные интервенции не приветствует, а африканцы должны сами решать свои проблемы.
Страны Африканского Союза (Буркина-Фасо и Нигер), которые выделили для операции в Мали по одному батальону, вовсе не хотят увеличивать свой контингент, и общих сил (на сегодняшний день около 1,4 тысячи человек) будет явно недостаточно, чтобы французы могли быстро завершить операцию и передать ответственность африканцам. Франция рискует оказаться в Мали в такой же ситуации, как США в Афганистане, что для страны, находящейся в условиях жесткой экономии, бегства капиталов и сомнительных правительственных экономических инициатив, действительно чревато реальным банкротством.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"