Разговоры о том, что отношения между КНР и США начинают сползать в противостояние, аналогичное холодной войне, муссировались в прессе около двух лет, но впервые эти утверждения стали обретать практические очертания. Обама назвал КНР "соперником" и поручил изучить исходящую от нее ядерную угрозу. США начали передислокацию своего флота в АТР.
База для такого противостояния лежит и в экономической, и в политической области отношений. Китай — единственная в мире страна, способная в ближайшее время(по оценкам специалистов через 8 лет) обогнать США по объему ВВП. Америка живет в условиях экономического спада, высокой безработицы и угрозы дефолта. Китай развивается устойчиво, искусственно поддерживая низкий курс юаня, что стимулирует внутреннее производство и экспорт товаров. Кроме того, в последние годы Китай выводит свои валютные резервы из доллара США и инвестирует их в золото, евро, сырье, активно переходит на двусторонний валютный зачет. Тенденция налицо — Китай больше не хочет быть кредитором США.
Читайте также: Грядет новый передел мирового авторынка
США не может это не беспокоить, они пытаются действовать через международные институты. Например, Обама подписал иск в ВТО, обвинив китайское правительство в предоставлении субсидий для китайских автомобильных компаний. Американские законодатели фактически признали Китай манипулятором на валютных торгах в паре юань-доллар, и Минфин США ввел торговые пошлины на двадцать китайских товаров. Однако это капля в море. До действий, подобных поправке "Джексона-Вэника" — далеко. Почему? Да потому что зависимость от китайской экономики уже настолько велика, что введя подобные санкции, Америка погубит свою промышленность, стремительно выводимую в Китай.
С политической точки зрения, во-первых, это две совершенно разные системы. С одной стороны — коммунистический, коллективный, но обособленный Китай, с другой — неолиберальная, индивидуалистическая, поучающая Америка. Во- вторых, политические отношения резко обострились после принятия в январе прошлого года новой военной доктрины США, в соответствии с которой главным районом их военного присутствия стал Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР).
Уже сейчас резко обострившиеся отношения между КНР и Японией по территориальным претензиям могут привести США к нелегкому выбору о вступлении в военный конфликт на стороне своего союзника. То же можно сказать и в отношении Филиппин, с которыми США имеют договор о совместной обороне. Китай демонстрирует мускулы, организовывая военные учения в АТР (в том числе совместные с Россией), проводит против США кибер-атаки, выводит народ на улицы на невиданные антияпонские протестные акции. В ответ американцы проводят свои учения, активно пытаются играть роль арбитра в морских спорах между Китаем и его соседями, заключают соглашение о разработке баллистических ракет с Южной Кореей, создают военную базу в Австралии и так далее.
Тучи сгущаются, и США уже рассматривают возможные сценарии войны с КНР и даже ядерного конфликта с ней. Так, 2 января Обама подписал закон о разработке новой концепции национальной безопасности, согласно которому дан приказ Стратегическому командованию США (STRATCOM) до 15 августа представить доклад о "подземной сети туннелей в КНР и возможностях США использовать обычные и ядерные силы для нейтрализации таких туннелей и уничтожения того, что в них хранится". Директор Проекта ядерной информации Федерации американских ученых Ханс Кристенсен заявил, что непрозрачность в области намерений друг друга увеличивает опасность войны между Китаем и США, и "эти две страны пляшут опасный танец, который увеличивает военную напряженность и потенциально может привести к небольшой войне в Тихом океане".
Ян Бреммер, президент Eurasia Group, США, сказал в интервью журналу Time, что сегодняшние стратегические отношения двух стран очень "похожи на холодную войну".
"Идеология Америки принципиально не изменилась, хотя она не такая мощная, как раньше", — объясняет Бреммер. "Основные ее положения — личная свобода, демократия и свободное предпринимательство. Но за последние годы она серьезно пострадала — и от финансового кризиса, и от нарушения прав человека в Гуантанамо и Абу-Грейбе, и от огромной заинтересованности корпораций в выборах, а старые институты, такие как G-20 уже не работают". Поэтому к вызовам холодной войны страна подготовлена плохо, признает Бреммер.
Читайте также: Патрушев обсудил в Китае безопасность России
В конечном итоге, считает эксперт, если США хотят наладить продуктивные отношения с Китаем, они "должны иметь крепкий фундамент в виде организаций, куда Китай очень хочет вступить. "В конечном счете, нужно создать своего рода клуб, в котором китайцы захотят зарегистрироваться", — заявил Бремер. Однако что это за "клуб", он не пояснил. Клуб против России? Скорее, наоборот. И он уже создан в Азии — это Шанхайская организация Сотрудничества (ШОС), где США не присутствуют. Или это клуб, где все страны АТР будут против Китая? Маловероятно, поскольку на последнем саммите в июле 2012 года другого регионального объединения — Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) (куда не входит Китай) с участием госсекретаря США Хилари Клинтон так и не была выработана стратегия против его действий в отношении спорных архипелагов Южно-Китайского моря. Четко просматриваются союзники Китая — Камбоджа, Таиланд и Мьянма, на которые Китай имеет мощные финансовые рычаги воздействия.
Или же автор имеет в виду соглашение Транс-Тихоокеанского партнерства (ТТП), которое рассматривается США, как инструмент "возвращения в Азию" и призвано заменить АТЭС (куда входят Россия и Китай). Но Китай не пойдет в организацию, где правила диктуются США. Таким образом, перспективы на создание упомянутого "клуба" не просматриваются.