Патрушев обсудил в Китае безопасность России

Секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев находился 8-9 января в КНР, где принял участие в переговорах по вопросам стратегической безопасности. Условно проблематику можно разделить на два блока — глобальный и региональный, связанный с обстановкой в АТР и Центральной Азии, и приграничный, обусловленный "тихой" колонизацией РФ китайцами.

Николай Патрушев встретился с новым политическим, государственным и военным лидером Китая Си Цзиньпином и другими официальными лицами. Большая часть встреч прошла за закрытыми дверями. Директор института по изучению России Китайского НИИ международных отношений Фэн Юйцзюнь полагает, что обсуждалась прежде всего нестабильная ситуация в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), обеспечение безопасности которого является общей задачей для обеих стран, пишет агентство Синьхуа. Такой вывод напрашивается, поскольку обсуждать сходные или одинаковые позиции, например, по продовольственной и энергетической безопасности, по ситуации вокруг КНДР, иранской ядерной программе, Сирии особого смысла не было.

А вот вопросы обеспечения региональной безопасности при схожести задач имеют альтернативные подходы их решения и их стоило обсудить. Собственно о ситуации в АТР речь шла и два месяца назад во время визита в КНР министра обороны России Сергея Шойгу. Тогда была выражена обеспокоенность усилением военного присутствия США в регионе, которые намерены передислоцировать сюда к 2020 году большинство своих боевых кораблей. На этот раз Россия и Китай обсудили планы США по созданию глобальной системы противоракетной обороны, в том числе в Южно-Китайском море.

"Наши партнеры (Китай- Ред.) разделяют нашу озабоченность, и мы договорились о координации наших действий в этом отношении", — сказал Патрушев. Таким образом понятно, что Пекин и Москва планируют активизировать сотрудничество в области ПРО в ответ на рост американского оборонного потенциала по всему миру. Как это будет сделано? Возможно в рамках поставок Китаю давно запрашиваемых им комплексов С-400. Руководство Китая несомненно хотело знать и мнение РФ в отношении противостояния с США, как союзника Филиппин, Японии в связи с территориальными спорами в АТР. Тем более, что это главный фактор дестабилизации в регионе.

Читайте также: Великий китайский отток "черных" денег

"Мы не будем занимать какую-либо сторону, они (Япония и Китай) должны сами между собой договариваться, но мы за то, чтобы это решалось путем диалога", — сказал Патрушев, находясь с официальным визитом в ноябре в Японии. Затем, вероятно, была обсуждена проблематика распространения радикального ислама в Центральной Азии, где между сторонами тоже существуют противоречия, в основном связанные с экономической экспансией Китая в страны, которые Россия считает своей зоной влияния (Средняя Азия). Однако эти противоречия несравненно менее опасны, чем угрозы, которые возникнут после вывода войск Международных сил содействия безопасности из Афганистана.

"Эти угрозы (терроризм, наркотрафик) не только не утратили свое значение, но в некотором смысле значительно усилились", — заявил Патрушев. "Если те планы, о которых нас сейчас оповестили будут реализованы, то нам нужно знать, как себя вести, чтобы эти угрозы все-таки минимизировать", — подчеркнул он. Анализируя первый блок вопросов, логичным выглядит вывод упомянутого китайского аналитика Фэн Юйцзюня о том, что "Китай и Россия никогда не будет формировать альянс, но в полной мере развивать "всеобъемлющее стратегическое партнерство".

Второй блок касался приграничных аспектов безопасности между двумя странами. И здесь гораздо больше проблем, которые нагнетаются в России предубеждениями в отношении "китайской угрозы" тихой колонизации Сибири и Дальнего Востока. Эта страшилка глубоко укоренилась, распространена в Рунете и не способствует укреплению двусторонних связей. Однако, как известно, дыма без огня не бывает, и вероятно, речь на переговорах шла о постоянных попытках вымогательства денег у российских туристов на границе при молчаливом согласии и невмешательстве контрольных органов Китая.

О вылазках китайских браконьеров и нелегальных китайских мигрантах, которые организуют на российской территории нелегальные производства, банки и даже больницы. Впрочем, это несомненно делается при попустительстве российских коррумпированных чиновников. Эту проблему не решить только усилением мер безопасности. В этом плане цивилизованный бизнес и экономическая взаимозависимость — главный фактор создания атмосферы взаимного доверия. Надо расширять товарооборот между Россией и Китаем в приграничных областях (только 10 процентов от всего товарооборота).

Читайте также: КНР: Мы пестуем тибетский народ

"Речь идет в том числе и о строительстве гостиниц, автострад, заводов, о совместном использовании целого ряда ресурсов, находящихся в Западной Сибири и российском Дальнем Востоке. Плюс к этому — строительство логистических центров вокруг Москвы, Санкт-Петербурга, которые возводятся и будут эксплуатироваться вместе с китайскими бизнесменами", — сказал "Голосу России" заведующий отделением востоковедения НИУ "Высшая школа экономики" Алексей Маслов.

Один проект уже разрабатывается — это строительство высокоскоростной железнодорожной линии Харбин — Уссурийск- Владивосток. Для России по второму блоку вопросов главная задача — научиться с пользой для себя пожинать плоды экономического бума в Китае без ущерба интересам Поднебесной. Для Китая — научиться цивилизованно использовать научный, военный, ресурсный потенциал России без назойливой экспансии.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"