Китай всегда был загадочной страной и остается такой по сегодняшний день. КНР играет на мировой арене все более значимую роль, китайские товары продаются во всех странах мира, экономика страны растет даже во время кризиса. Однако ситуация со свободой слова в прессе оставляет желать лучшего. Журналистам разрешено только восхвалять правящую власть.
В Китае бастуют журналисты
Журналисты крупнейшей китайской газеты Southern Weekly вышли на забастовку после того, как обнаружили, что цензоры из Компартии переписали главную страницу новогоднего номера. Около 100 человек, недовольных вмешательством властей в политику редакции, собрались у офиса издания в городе Гуанджоу, столице провинции Гуандун. Скандал разгорелся после того, как журналисты увидели, что новогоднее поздравление, в котором они призывали к проведению политических реформ в стране, цензоры заменили текстом, восхвалявшим партию власти. Протестующие вышли с плакатами, требуя свободы печати, установления демократии и конституционной системы правления. Многие в руках держат желтые хризантемы, символизирующие траур по свободе печати.
Власть стянула к месту проведения акции большие отряды полиции. "Надеемся, что таким образом мы сможем бороться в Китае за свободу прессы. Сегодняшняя забастовка свидетельствует о том, что все большее количество китайцев имеет гражданское сознание", — заявил один из протестующих. Вначале журналисты выражали недовольство онлайн — в социальной сети Weibo и в блогах, обвиняя начальника отдела пропаганды. Но потом люди вышли на улицу.
Внутренний конфликт постепенно перерастает в национальные дебаты, касающиеся государственного контроля за СМИ. Штат редакции отослал несколько писем в профильный департамент партии, требуя уволить начальника отдела пропаганды провинции Гуандун Туо Чжэня. Его обвинили в превышении своих полномочий, а также в диктаторстве в "эпоху растущей свободы". Редакторы издания говорят, что Чжэнь установил жесткую систему давления на медиаресурсы. В понедельник заблокировали поиск по Southern Weekly на китайском ресурсе Weibo, подобии Twitter. К тому же, в социальных сетях были удалены страницы некоторых влиятельных китайских журналистов.
Отметим, что газета Southern Weekly продается по всему Китаю, ее тираж 1,6 миллионов экземпляров. Издание остро критикует официальные власти в сфере свободы слова и пытается открыто и независимо освещать события в стране, где информация очень тщательно контролируется.
Читайте также: Активисты Китая требуют свободы Лю Сяобо
В Китае появляются маленькие просветы свободы?
После того, как в ноябре прошлого года Компартию Китая возглавил Си Цзиньпин, журналисты начали себя вести более решительно и в освещении материалов, и на редакционных страницах, своего рода тестируя границы дозволенного с новым руководством. Отчасти сам Си Цзиньпин своими действиями поспособствовал такому поведению журналистов, поскольку открыто призвал к защите Конституции Китая. Профессор журналистики Жон Ксин в Университете Жэньминь говорит, что люди стали смелее в выражении собственных взглядов с приходом Си Цзиньпина.
"Определенно изменения есть… Люди осмеливаются высказываться гораздо больше по многим вопросам", — заявила она. Но Жон Ксин отметила, что не следует ожидать какой-то революционной реформы. По словам профессора, китайцы предпочитают постепенные изменения. Бывший видный китайский редактор Ли Датун, которого уволили из государственного СМИ за его взгляды, надеется, что этот инцидент заставит власти страны внимательно изучить ситуацию и осознать, что подобный тип контроля за новостями абсолютно не нужен.
"Дело не только лишь в контроле отдела пропаганды за СМИ. Власти хотят контролировать все интернет-страницы, все социальные сети, ежедневно они удаляют то одни сайты, то другие. Сколько это может продолжаться?" — говорит Ли Датун.
Для чего властиКитая жестко контролируют интернет?
Много уже было сказано и написано о цензуре Интернета в Китае. В Китае существует самая сложная в мире система цензуры сети Интернет. Её работа более изощрённая, нежели принято думать о цензуре. Китайская цензура не занимается глушением критики властей. Они преследуют более фундаментальные цели. Вспомним "арабскую весну". Ведь революционные настроения зарождались в Сети. И никакие хитроумные техники цензуры тогда не смогли остановить революционного движения. Но, если говорить о мировой революции, то незримо присутствует главный и загадочный игрок на мировой арене — Китай. И дело совсем не в китайской внутренней политике. Просто современная неолиберальная рыночная модель корпоративного капитализма напрямую зависит от благосостояния Китая. С точки зрения простого наблюдателя, китайская жизнь напоминает драку под ковром. Китайские власти понимают, что народ получил современные, необычайно мощные средства для организации.
Технологическое развитие (а именно интернет) даёт людям невиданную ранее возможность эффективно действовать против системы. Цензура в Китае не пресекает диссидентских разговоров. Главная ее цель — пресечь коллективные действия людей для каких-либо несанкционированных целей. Нужны ли китайскому народу западные технологии для революции, невозможно пока выяснить. Однако в Китае существует самая сложная в мире система цензуры интернета. Китайская интернет-полиция насчитывает, по разным сведениям, 20-50 тысяч человек. И их работа довольно изощрённая.Исследователи из Гарвардского университета занимались мониторингом китайских социальных сетей. Безусловно, они на себе почувствовали руку цензуры, однако они сделали весьма неожиданные выводы.
Читайте также: КНР: Мы пестуем тибетский народ
Цензура в Китае не глушит критику властей. В китайских социальных сетях полно критики властей, иногда весьма и весьма острой, рассказывает профессор Гарвардского университета Кинг. Там открыто критикуют правительство, политику, начальников всех ступеней, даже самого высокого. Трудно сказать, насколько это интересует цензуру. Цензура редко вмешивается в подобного рода дискуссии. Даже наоборот, власти черпают из интернета информацию о настроениях людей, а также выявляют факты нарушения субординации и коррупции. В Китае не любят, когда не по чину берут. Китайская цензура не пресекает таких диссидентских разговоров. Они занимаются пресечением коллективных действий людей для несанкционированных целей. Цензура стремится перекрыть в интернете любую активность, когда люди хотят вместе собраться по любой причине — покритиковать правительство или поддержать его.
"Если есть диссидент, призывающий собраться в определенном месте, то цензура такого рода призывы заблокирует, — рассказывает Кинг. — Если люди хотят вместе собраться для чего-то, не связанного никак с правительством и политикой, то их тоже, вероятнее всего, заблокируют".
Можно привести небольшой пример, наглядно показывающий, как цензура перекрыла активность, не связанную с политикой. После землетрясения в Японии начали распространяться слухи, что уровень радиации поднялся, и нужно есть соль, дабы защититься от неё. Испуганные китайцы начали массово скупать соль, запасы быстро кончились, народ заволновался и требовал соли. Цензура тут же перекрыла всё, что касалось таких слухов, хотя ничего политического в этом не было.
Разумеется, цензура не блокирует коллективные действия, санкционированные властями. Китайские власти очень эффективно контролируют Сеть. Цензура блокирует примерно 13 процентов всех сообщений в китайских соцсетях. А это миллионы сообщений. Убираются неугодные властям вещи, дабы всё выглядело хорошо. Таким образом, власти Китая пытаются с помощью цензуры удержать в стране стабильность и не допустить никаких революций. Но удастся ли им это сделать в наше стремительно меняющееся время?
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"