Элитное полицейское подразделение ЮАР "Ястребы" возобновило расследование авиакатастрофы самолета Ту-134, в результате которой погиб президент Мозамбика Самора Машел. Возможно, теперь, спустя 26 лет удастся восстановить доброе имя советских пилотов.
Первоначально распространенную новость в местной прессе подтвердили мировые агентства. "Я подтверждаю, что Hawks расследует обстоятельства происшествия", — сказал представитель следственной группы Пол Рамолоко, агентству Франс-Пресс.
Гибель в 1986 году в авиакатастрофе президента Мозамбика Саморы Машела вызвала много споров о ее причинах. Расследовавшая трагедию международная комиссия пришла к выводу, что причиной трагедии стала ошибка пилота. Однако бортмеханика Владимира Новоселова — единственного уцелевшего члена экипажа, эта версия не устраивала. "Я уверен, что это не авария, а диверсия. Юаровцы ее спланировали заранее", — говорил журналистам Новоселов.
Читайте также: Скорбная хроника трагедий на взлете
Действительно отношения между Мозамбиком и ЮАР времен апартеида были очень напряженными. Пришедший к власти в 1975 году в результате краха колониальной португальской системы Самора Машел (ФРЕЛИМО), взял курс на выход из-под влияния ЮАР и сближение с СССР. Правительство апартеида этому всячески противилось. С территории ЮАР боевики "Мозамбикского национального сопротивления" (МНС) совершали нападения на местные органы власти, захватывали заложников, взрывали хозяйственные объекты. Учитывая, что это были годы разгара "холодной войны", а за спиной ЮАР стояли более сильные игроки — США и Великобритания, советские специалисты всегда придерживались версии о диверсии. Однако она так и не нашла документального подтверждения.
Самолет президента Ту-134А в ночь на 19 октября возвращался из Лусаки (Замбия) в Мапуту. Внезапно за 96 километров до аэродрома он свернул на 37 градусов вправо от курса и, спустя 10 минут, врезался в гору на территории ЮАР недалеко от границы с Мозамбиком. Погибли 39 человек. Самолет эксплуатировался Мозамбиком, а изготовлен был в Советском Союзе, поэтому в соответствии с действующими положениями Международной организации гражданской авиации расследование велось на трехсторонней основе, то есть с участием представителей ЮАР, Мозамбика и СССР. Сначала выдвигалась версия, что летчики были пьяны, но затем ее сняли. Совместная комиссия установила, что технически самолет был исправен, экипаж следовал строго по выбранному курсу, с отклонением от оси трассы в пределах не более 4-6 км, что вполне допустимо. Нормальными были и метеорологические условия.
Что касается действий экипажа, то изучение материалов расследования подтверждает, что он находился в работоспособном состоянии, полностью контролировал ситуацию, четко вел связь с диспетчером аэропорта Мапуту. В январе 1987 года власти ЮАР в одностороннем порядке приняли решение о подготовке заключительного акта не совместной комиссией, а судом, начавшим свои слушания 20 января в столице ЮАР. В результате его вердикта виновниками аварии были признаны советские летчики. Советская сторона провела собственную оценку трагедии и пришла к заключению, что причиной отклонения самолета от курса явилась работа ложного радионавигационного маяка, расположенного за пределами аэропорта Мапуту. Советские эксперты считали, что это была преднамеренная и тщательно спланированная акция с целью уничтожения Саморы Машела.
Читайте также: Россия простила Африке 20 миллиардов долларов
Такого же мнения придерживался и южноафриканский журналист Жак Дю-При, проведший собственное расследование. Дю-При разговаривал с местными крестьянами, первыми оказавшимися на месте катастрофы. В своих рассказах они упоминали об армейской палатке, разбитой на горе, в которую врезался самолет. Она размещалась на расстоянии примерно 150 метров от останков самолета. По показаниям очевидцев, стоянка была покинута на следующий день после катастрофы.
Но никогда эти выводы не были поддержаны ЮАР и экспертами из Великобритании и США, привлеченными к расследованию. Южно-африканская газета Times Live пишет, что возобновление расследования санкционировал лично президент ЮАР Джейкоб Зума по вновь открывшимся обстоятельствам. Однако, как следует из изложенной информации, эти обстоятельства были известны, но по понятным причинам скрывались. "Мы передали (в Министерство юстиции) 43 относящиеся к катастрофе документа, которые мы не смогли в полной мере изучить из-за нехватки времени. Эти документы содержат подробную информацию, в том числе показания данные под присягой военным разведчиком (режима апартеида), который принимал участие в создании ложных маяков", — сообщил газете старший следователь Думиза Нцебеза (Dumisa Ntsebeza).
Почему же делу решили дать ход? Вопрос был поднят на политическом уровне в рамках Комиссии по установлению истины и примирению между ЮАР и Мозамбиком. "Люди умирают, память слабеет, документы теряются, и время заметает следы. Если Самору Машела заманили в смертельную ловушку на южноафриканской земле, то это преступление, и необходимо провести надлежащее уголовное расследование ", — сказал Нцебеза газете Time Live.
Что же, и в Мозамбике, и в России хотят установления истины и с надеждой ждут реабилитации советских пилотов.
Читайте самое актуальное в рубрике "Мир"