Преступление или трусость дипмиссии РФ в Ливии?

Комитет по международным делам Госдумы РФ направил в понедельник запрос в Генпрокуратуру с просьбой проверить, кто из российских дипломатов в Ливии принял решение "возить на допросы" повстанцам нефтяников Александра Шадрова и Владимира Долгова, которые позже были осуждены на пожизненный срок и на 10 лет соответственно "за сотрудничество с режимом Муаммара Каддафи".

Российские граждане Долгов и Шадров были захвачены ливийским повстанческой группировкой Qaqaa 27 августа 2011 года вместе с 23 гражданами Украины и Белоруссии. На суде выступавшие свидетелями боевики сначала называли "организатора" группы Шадрова "военным советником Каддафи", потом "снайпером". В итоге трибунал утвердил за ним статус "военного специалиста по ремонту танков, старшего группы специалистов". В этом качестве он проходил вплоть до вынесения приговора третьего июня о пожизненном заключении. Огромные сроки получили и другие подсудимые.

Читайте также: Ливия выбрала кабмин со второй попытки

Родственники приговоренных россиян настаивают на том, что российское посольство фактически выдало своих сограждан местным повстанцам. Но вот МИД это утверждение оспаривает, мало того высказывает недоумение по поводу подобного трактования фактов. Как следует из официального заявления ведомства от 21 ноября 2012 года, в действительности выдали россиян не из посольства.

Как написал представитель МИДа на сайте ведомства, они были задержаны в Триполи "когда в ливийской столице еще продолжались боевые действия и посольства США, стран Евросоюза стояли закрытыми по соображениям безопасности".

"Тем не менее, как только в посольство России в Ливии поступила информация об аресте росграждан (орфография сохранена-ред.), сотрудники дипмиссии выехали в расположение указанного формирования для прояснения ситуации с соотечественниками. 3 сентября 2011 года в результате длившихся несколько дней переговоров с представителями батальона удалось добиться разрешения временно перевести В. В.Долгова, А. Ф.Шадрова, а также его сына и невестку (граждан Украины) в Посольство России.

При этом руководство группировки поставило категорическое условие, что по первому требованию все четверо должны доставляться в место ее дислокации для допросов. По требованию командующего вооруженным формированием ему было передано соответствующее гарантийное письмо посольства. 6 сентября 2011 года в соответствии с упомянутой договоренностью граждане России и Украины были доставлены в расположение батальона для проведения следственных действий. После того, как дознание было завершено, ливийская сторона неожиданно (!) отказалась возвращать их в посольство, объяснив, что имеются основания для содержания указанных граждан под стражей в связи с вскрывшимися фактами, указывающими на возможную причастность россиян к ремонту и модернизации военной техники для лояльных М. Каддафи сил. Дальнейшие напряженные переговоры с командованием батальона не дали результатов, а органов власти, способных содействовать урегулированию проблемы, в тот момент в Ливии просто не существовало", — заключает МИД РФ.

Читайте также: Тайны казни Муаммара Каддафи

Ведомство соблаговолило официально объясниться спустя почти полгода после вынесения приговора. До этого родственники обивали его порог в тщетной попытке найти объяснение происшедшему. Только вмешательство думского комитета и лично депутата Яна Зелинского позволило добиться хоть какой-то ясности. Но вопросы остались. Конституция России категорически запрещает выдавать своих граждан другим странам. В ст. 61 главы "Права и свободы человека" прямо говорится: "Гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому государству". При этом другой закон — УК (ст. 13) — уточняет, что такое не может произойти даже в случае совершения россиянином преступления: "Граждане РФ, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству". Находясь на территории посольства в Триполи, россияне находились на территории РФ, поэтому отправлять их на допрос по любым договоренностям — это прямое нарушение закона.

Скорее всего дипломаты не решились ставить вопрос на самом высоком уровне о чрезвычайной эвакуации Долгова и Шадрова или опасались за свои жизни, что вовсе небезосновательно, достаточно вспомнить печальную судьбу американского посла в Бенгази, убитого исламистами на волне протестов против фильма "Невинность мусульман". Однако существует и другая точка зрения. Например, Зелинский полагает, что мог иметь место преступный сговор. "Я отправил запрос (в Генпрокуратуру) в понедельник, указал все факты и попросил, во-первых, дать правовую оценку сотрудникам посольства в Ливии и, во-вторых, обосновать, на каком основании наши граждане были выданы нелегитимному правительству. То есть проверить факты и возбудить уголовное дело по отношению к тем сотрудникам, кто выдавал, и кто давал команду. Я считаю, что это было предательство, может быть запланированная акция, может за какие-то еще заслуги… Документ отправлен. Ответ можно ждать через две недели", — сказал депутат "Правде.Ру".

МИД же пока бережет честь мундира и просит не мешать провокационными статьями работе по освобождению российских граждан. Что же, у него есть отличный аргумент. Оба россиянина прибыли в Ливию без виз в июне 2011 года через сухопутную границу с Тунисом, когда нефтегазовый сектор экономики страны уже не функционировал, а в России уже была издана рекомендация ведомства россиянам воздерживаться от поездок в опасный регион. Представитель МИДа также заверил газету "Известия", что апелляция на приговор Долгову и Шадрову уже передана и сейчас изучается высшими военно-судебными органами новых ливийских властей.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"