США боятся союза Украины с Россией?

США в очередной раз пытаются столкнуть Украину с Россией. Бывший посол США на Украине Стивен Пайфер обеспокоен ее возможным сближением с Россией, считая, что это принесет стране непоправимый вред. Интеграция Украины с ЕС якобы куда привлекательнее. Но какую игру на самом деле затеяли официальный Вашингтон и серые кардиналы престола в Белом доме?

В позапрошлом десятилетии сформировалась своего рода международная привычка. Многие привыкли считать, что все более или менее значимые вопросы мировой политики решаются только с санкции Вашингтона. Нельзя сказать, что подобная точка зрения возникла на пустом месте. С исчезновением Советского Союза Соединенные Штаты Америки остались единственной сверхдержавой на мировой арене.

Когда Европа еще только набирала силу, а Китай не достиг своего сегодняшнего могущества, американский доллар являлся единственной мировой резервной валютой. Если в Вашингтоне выносили приговор какой-нибудь стране, например, Югославии, она была обречена, несмотря на мнение населения государства и на позицию менее могущественных игроков.

Читайте также: США: Украина должна отказаться от поставок российского газа

Всесилие США особенно было заметно в новых независимых государствах Восточной Европы и постсоветского пространства. Зачастую самым сильным политическим игроком в этих странах являлся не официальный лидер государства (легитимный или не очень), не глава кабинета министров (амбициозный или технический), не лидер оппозиции (демократической или националистической), не спикер парламента, а американский посол. Потому что он был не просто дипломатом, а представлял интересы правительства Соединенных Штатов. А США десять лет назад были несомненным глобальным лидером и несравненным мировым гегемоном.

Но обратимся к сегодняшнему дню…

Бывший посол США на Украине Стивен Пайфер считает, что сближение с Россией вместо интеграции с Евросоюзом принесет куда больше вреда Украине, чем Западу. Об этом он сказал в интервью изданию "Український тиждень". Интервью было опубликовано на следующий день после осторожного заявления украинского посла в России Владимира Ельченко, прозвучавшего на встрече с московскими студентами. Касалось оно гипотетической возможности присоединения Украины к Таможенному союзу (в будущем, при определенных обстоятельствах).

"Я хорошо знаю: на Украине есть люди, которые размышляют, дескать, Запад настолько обеспокоен возможностью преобразования их государства в сферу российского влияния, что готов прощать все. Это не так", — сказал Пайфер в интервью "Украйинському тыжню". Он отметил: "Я сам не думаю, что Украина так уж хочет быть частью России".

"Возможно, в некоторых геополитических расчетах пребывание вашего государства в сфере влияния РФ не будет благоприятным для Европы. Однако европейцы не очень об этом переживают, — сказал экс-посол США. — Как по мне, вопрос в том, что более тесные отношения с Россией вместо интеграции с ЕС принесут куда больше вреда Украине, чем Западу".

Читайте также: Украину может спасти Таможенный союз

Бывший американский посол на Украине намекает, видимо, на нечто такое: "…главной стратегической задачей США является недопущение создания на территории бывшего Советского Союза крупного и самостоятельного стратегического образования, способного проводить независимую от США политику". Цитата взята из New York Times от 8 марта 1992 года, а автором этих слов является Пол Вулфовиц, который был в то время советником американского президента по делам безопасности. Тогда же,кстати, были сформулированы основы долгосрочной внешнеполитической стратегии США и в отношении всей Евразии: "...не допустить возникновения на континентах стратегической силы, способной противостоять США".

Конечно, кто-то может сказать, что формулировки Вулфовица — это частное мнение эксцентрического президентского советника, одного из многих. В действительности же, может возразить кто-то, все последние 20 лет президенты Соединенных Штатов прислушивались к мнению совсем других советников. Как следствие, США все эти годы содействовали в разных уголках планеты установлению демократического устройства и экономического процветания в объектах своей внешней политики.

Разумеется, многое зависит от субъективности восприятия. Пайфер, например, сомневается в том, что Украина так уж хочет быть частью России. Конечно, речь об этом не идет. Рассматривается вопрос о форме более тесного сотрудничества, прежде всего, в экономической сфере. Но попробуем выяснить, соответствует ли субъективное ощущение бывшего американского посла на Украине объективной реальности.

На днях достоянием общественности стали результаты социологического исследования, проведенного совместно Киевским международным институтом социологии (КМИС) и российским "Левада-центром". Оказалось, что по сравнению с опросом, проведенным в феврале 2012 года, доброе отношение к России на Украине несколько уменьшилось — с 86 до 83 процентов.

Неудивительно, что по региональному распределению по-прежнему большинство положительно настроенных к России украинцев сконцентрировано в южном (91 процент) и восточном (90 процентов) регионах, а меньше всего их в западном регионе (63 процента). В то же время в центральном регионе положительно относятся к России 87 процентов.

Отношение россиян к Украине, наоборот, существенно изменилось за полгода — количество положительно настроенных россиян увеличилось на десять процентов — с 64 до 74. Но не эти цифры главные, так как категории "хорошо отношусь/плохо отношусь" крайне зыбки. Большую важность представляет другая часть исследования, касающаяся вопросов прикладного характера.

В целом, и на Украине, и в России большинство опрошенных хотели бы, чтобы обе страны были независимыми, но дружественными государствами, с открытыми границами, без виз и таможенных препятствий (на Украине — 72 процента, в России — 60 процентов). На Украине это число увеличилось за полгода на три процента, в России — практически не изменилось. В России по сравнению с февралем уменьшилось количество тех, кто хотел бы иметь более изолированные отношения с Украиной (с 20 до 14 процентов). На Украине количество таких ответов уменьшилось незначительно — с 13 процентов в феврале до 11 в сентябре.

Иначе говоря, установления более тесных отношений Украины и России желает подавляющая часть обоих народов. Политическим элитам обеих стран не стоит этот факт игнорировать.

Так кому не выгодна интеграция России и Украины? Государственному департаменту США и его бывшим представителям на Украине?

Здесь одно из двух — либо внешнеполитическое ведомство Соединенных Штатов пребывает в заблуждении, либо долгосрочные интересы Вашингтона не совпадают с волей большинства граждан России и Украины. А с другой стороны, какое их… американское дело?! Ain't Nobody's Business! Как говорят в Штатах в подобных случаях. Мы между собой сами разберемся. Да и от дурных привычек надо избавляться…

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"