Прекращение огня между Израилем и сектором Газа вряд ли можно назвать долговечным. Если повнимательнее посмотреть на этот договор о прекращении огня, то перемирие не иначе как зыбким не назовешь. И в самом большом проигрыше оказался Израиль. А вот кто действительно заработал большие политические дивиденды на этой ситуации, так это США и Египет.
Прекращение огня между Израилем и сектором Газа после восьми дней военных действий явилось следствием принятия премьер-министром Израиля Беньямином Нетаньяху настоятельной рекомендации президента США Барака Обамы. Основой для договора о прекращении огня явилось предложение Египта, чувствующего, по словам премьер-министра этого государства, свои "исторические обязательства перед палестинским народом".
Вероятно, премьер Египта имел в виду тот факт, что до Шестидневной войны 1967 года сектор Газа контролировался Египтом, который, однако, не пожелал аннексировать сектор согласно положениям международного права и сделать его частью государства. Так продолжалось пока в ходе Шестидневной войны сектор не перешел в руки Израиля. Впоследствии Египет не выразил никакой заинтересованности получить сектор Газа обратно, в рамках Кэмп-Дэвидского мирного соглашения между Израилем и Египтом, подписанным в 1979 году при посредничестве США, отказавшись тем самым почти от миллиона своих единоверцев. После отказа Египта вновь получить контроль над сектором, Израиль удерживал Газу до реализации программы размежевания в 2005 году. Вероятно, за истекшие 33 года со дня подписания Кэмп-Дэвидского соглашения у Египта и впрямь накопились перед палестинским народом "исторические обязательства"…
Отметим, что итогами Кэмп-Дэвидского договора явился также драматический поворот во внешнеполитическом курсе Египта, повлекший прекращение союзнических отношений с СССР и сближение с США. Это сближение и сотрудничество продолжалось во время всего периода правления бывшего президента Египта Хусни Мубарака, без малого 30 лет. Однако в ходе "арабской весны" 2011 года Мубарак был вынужден уйти в отставку из-за захлестнувшей страну волны народного протеста. На смену ему пришел Мохаммад Мурси, представитель радикальной исламской организации "Братья-мусульмане", чьей идеологией, в частности, является борьба с влиянием Запада и возвращение всех мусульман в лоно шариата.
Читайте также: Сектор Газа объят информационной войной
Такая смена власти в Египте поставила под угрозу продолжение союза между Египтом и США, что, разумеется, противоречит американским интересам. С другой стороны, Египту тоже невыгодно потерять американскую финансовую и военную помощь, на которую он успел основательно "подсесть" за последние 33 года. Для восстановления пошатнувшихся было отношений с Египтом США виртуозно использовали возникший между Израилем и сектором Газа военный конфликт, дав Египту возможность этот конфликт "разрулить" и затем надавить на Израиль принять египетское предложение о прекращении огня.
А вот будет ли это прекращение огня долговечным и даст ли оно реальный шанс на стабилизацию обстановки в регионе? По этому поводу есть большие сомнения. Согласно договору о прекращении огня, Израиль обязался прекратить ликвидацию террористов-боевиков в Газе (так называемую "точечную" ликвидацию, осуществляющуюся Военно-воздушными силами Армии Обороны Израиля), а также значительно облегчить движение грузоввГазу через сухопутные пограничные переезды и морем. Вдоль границы сектора была создана демилитаризованная зона шириной около пятисот метров, откуда израильские вооруженные силы не имеют права действовать вглубь территории Газы. Все это взамен на полное прекращение огня со стороны террористических организаций, действующих в секторе, в том числе на прекращение ракетной стрельбы.
При этом договор заключен только с организацией ХАМАС, пришедшей к власти в секторе в 2007-м после произведенного ею переворота и давно объявленной Израилем вне закона из-за своей террористической деятельности. ХАМАС же не взял на себя ответственность за принуждение всех действующих в Газе боевых организаций прекратить огонь по Израилю. То есть, по сути, причиной новой дестабилизации могут явиться действия любого из военных формирований, относятся ли они к Палестинскому исламскому джихаду, Комитетам народного сопротивления или другим организациям, каждая из которых обладает ракетной техникой и возможностью обстреливать с ее помощью территорию Израиля. Большинство же условий прекращения огня вообще оговорены не были и они будут обсуждаться только "в ходе будущих переговоров".
Самые большие политические дивиденды этот зыбкий договор, заключенный практически экспромтом, дал, конечно, Соединенным Штатам, дав им возможность поправить отношения с начавшим ускользать от них Египтом, а также еще раз подтвердить свою роль мирового миротворца. Роль же регионального миротворца подтвердил Египет, усилив тем самым свое влияние на Ближнем Востоке и получив шанс на продолжение получения финансовой поддержки США. ХАМАС, выпустивший по Израилю в ходе 8-дневного конфликта более 1500 ракет, основательно "отработал" получаемую им от Ирана и других поддерживающих терроризм государств военную и финансовую помощь и в ближайшем будущем сможет рассчитывать на увеличение объема оказываемой ему помощи.
Читайте также: Египет и Израиль: Война за мир Анвара Садата
А что же Израиль? Израиль находится накануне очередных парламентских выборов, назначенных на 22 января 2013 года. В преддверии выборов для нынешнего правительства была бы как нельзя кстати "маленькая победоносная война" против ХАМАСа. Но можно ли считать победоносным заключенный договор о прекращении огня, в котором не определено, например, право Израиля отреагировать на планирование террористических актов из сектора Газа? Оппозиция уже подвергла жесточайшей критике правительство Нетаньяху-Барака-Либермана как не сумевшее разоружить ХАМАС и позволившее этой организации продолжать наращивать свой боевой потенциал и висеть дамокловым мечом над безопасностью Израиля. Если оставшиеся до выборов два месяца пройдут без эксцессов, можно предположить, что проблематичный договор о прекращении огня не окажет серьезного негативного влияния на предвыборные шансы нынешнего израильского руководства, а может быть даже их повысит.
В случае же возобновления, даже спорадических, ракетных обстрелов Израиля из сектора Газа, у правительства, чтобы не допустить провала на выборах, не будет никакого другого выхода, кроме начала широкомасштабной антитеррористической сухопутной операции. Зная царящую в регионе взрывоопасную ситуацию, все это очень возможно в самом ближайшем будущем.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"