Провал миссии Рогозина в Кишиневе

Молдавия отказалась открыть российское консульство в Приднестровье, несмотря на активность Дмитрия Рогозина, которого молдавские СМИ упрекают в излишней амбициозности. Руководство республики считает, что такой шаг может привести к потере суверенитета. Снова приходится констатировать отсутствие прогресса в российско-молдавских отношениях.

Вице-премьер и спецпредставитель президента по Приднестровью Дмитрий Рогозин посетил Молдавию с официальным визитом 16-17 ноября. Он приехал в Кишинев в надежде воплотить в жизнь договоренность об открытии консульства в Тирасполе, достигнутую во время сентябрьского визита премьера Молдавии Владимира Филата в Москву. Рогозин знал, что президент Тимофти ставит невыполнимое на сегодня условие, увязывая открытие консульства с выводом российского миротворческого контингента из Приднестровья, но проявил свойственную ему безапелляционность. "Я с Филатом договаривался, пусть Николай Тимофти заявляет, что угодно", — цитируют его "Известия".

Читайте также: "Молдова - это помойная яма Европы"

Подобное неуважение не могло не сказаться на позиции молдавского руководства, хотя, по сути, Рогозин прав: Молдавия является парламентской республикой. Тем не менее, ему явно не хватает дипломатических навыков. И это привело к провалу миссии.

Высшее руководство страны высказалось однозначно. Президента поддержали и Филат, и спикер парламента, лидер Демократической партии Мариан Лупу. "Позиция президента Тимофти абсолютно логична, исходя из позиции главы государства. Задача вывода российской армии и вооружений с территории РМ является приоритетной и относится к постоянной, последовательной и принципиальной деятельности правительства", — сказал премьер, заверив, что у него с президентом "прекрасное понимание" и "абсолютно одинаковая точка зрения" по этому вопросу. А ведь раньше подобного единства не наблюдалось.

"Открытие консульства (в Тирасполе) стало для депутата Дмитрия Рогозина делом принципа, удовлетворением личных амбиций, тогда как для нас — это вопрос суверенитета и национального достоинства", — пишет молдавский портал Jurnal.md. Опасения молдаван вполне понятны. Кишинев "может позволить сепаратистскому региону утвердиться в качестве субъекта международного права, равного с Республикой Молдова", — заявил румынской газете Adevarul исполнительный директор Ассоциации внешней политики Молдавии Виктор Кирилэ.

Спецпредставитель президента отреагировал жестко и эмоционально. Сосем недавно приветствующий объединение Приднестровья и Молдавии в рамках автономии Тирасполя, Рогозин заявил, что не видит реальных перспектив процесса. "Сейчас мы видим, что Приднестровье подвергается массированной психической атаке международных наблюдателей, организаций. Сюда часто приезжают делегации всевозможных добрых дядь с Запада, которые объясняют руководству Приднестровья, что надо кончать отношения с Россией и срочно присоединяться к молдавскому паровозу, который едет в сторону прекраснодушной Европы. Идет массированное воздействие вплоть до шантажа приднестровского руководства со стороны некоторых европейских эмиссаров", — отметил он.

"Перспектив урегулирования я на сегодняшний момент не вижу. И в этой ситуации Россия видит для себя только одну потребность — поддерживать своих граждан здесь всеми возможными способами", — заключил Рогозин. И тут же последовал отказ председателя Правления ОАО "Газпром" Валерия Голубева посетить Молдавию. Известно, что Молдавия ставит вопрос о списании долга за предыдущие поставки газа, большую часть из которых сформировали потребители из Приднестровского региона, и просит 30-процентную скидку на нынешнюю цену в 392 доллара за тысячу кубометров. Это сильный рычаг давления на молдавское правительство, но стоит ли его задействовать так топорно?

У России сильные позиции в Приднестровье. Помимо российских миротворцев, которые находятся на территории ПМР в соответствии с двусторонним соглашением 1992 года, практически все важнейшие промышленные объекты здесь находятся в собственности российских инвесторов. Некоторые из этих предприятий входят в состав российских холдингов, выполняющих оборонный заказ. Но самое главное, здесь проживают российские граждане — это около трети приднестровцев, которые совершенно не представляют себя в составе Молдавии и стремятся к образованию независимого государства.

Читайте также: Молдавия рвется в НАТО. Война неизбежна?

Позиции России настолько сильны, что усилий Запада по их дискредитации, о которых так эмоционально говорит Рогозин, можно не опасаться. Да и сама Молдавия, имеющая право выйти из соглашения в одностороннем порядке, не решается на это, понимая, какие будут последствия. Но сила не отменяет уважения к партнеру за столом переговоров, а этого пока России явно не хватает. Впрочем, и властям Молдавии есть над чем задуматься. Откровенно прорумынский курс и пособничество антироссийским настроениям не способствует налаживанию диалога. Достаточно сказать, что республика приняла решение о строительстве памятника "жертвам советской оккупации и тоталитарного коммунистического режима" и закон, запрещающий "использование коммунистической символики на территории страны в политических целях".

С сожалением приходится констатировать, что отсутствие гибкости с обеих сторон не только не способствует положительному развитию событий, но и может привести к эскалации конфликта.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"