Польша всячески противится "экономической экспансии" России и на политическом уровне негласно тормозит проникновение российского бизнеса на территорию страны. Недоверие к России нагнетают и польские журналисты, публикуя соответствующие опросы общественного мнения, комментарии видных политиков и сомнительные вердикты польской службы безопасности.
Все это ставит вопрос о том, а является ли Польша демократической страной со свободной рыночной экономикой? По итогам опроса, проведенного для газеты"Puls Biznesu", 62 процента поляков считает, что правительство должно блокировать любые попытки "русских" взять под контроль польские компании. Только 19 процентов полагают, что российские компании могут инвестировать в Польшу без ограничений (оставшиеся 19 процентов затруднились с ответом).
Опрос был проведен после раздутого в СМИ скандала о покупке польского химического холдинга Azoty Tarnow российской группой АКРОН. Агентство внутренней безопасности (АВБ) Польши в мае предостерегло правительство от сделки, которая, по его мнению, представляла угрозу энергетической безопасности страны. АВБ напомнила, что группа Tarnow генерирует около 10 процентов польского спроса на природный газ, который получает из России. Поэтому, делает вывод АБН, "скупая (!) крупнейших потребителей российского газа в Польше, АКРОН пытается сорвать (!) планируемый перевод польской экономики на сланцевый газ собственной добычи".
В итоге правительство Польши в срочном порядке слило Tarnow с другой химической группой Pulaw — единственного конкурента первой и, увеличив уставной капитал, искусственно снизила долю АКРОНа в пакете акций с 66 до 12 процентов. Вторая громкая сделка о покупке российской группой "ВИС" польской строительной компании Polimex-Mostostal была и вовсе заблокирована. Правительство разъяснило, что Polimex осуществляет контракты в энергетическом секторе, который рассматривается Польшей как стратегический.
"В случае с Россией очень трудно отделить бизнес от политики", - пояснил агентству Reuters Игорь Шалупек (Igor Chalupec), бывший глава крупнейшей нефтеперерабатывающей польской компании PKN Orlen. "Если мы добавим эмоциональную нагрузку, сложившуюся в результате сложной истории польско-русских отношений, то вы получите взрывоопасную смесь, в которой даже простейшие вещи вырастают до размера национального вопроса", — сказал Шалупек. По его мнению, с проблемой не смогло справиться даже правительство премьер-министра Дональда Туска, который пять лет назад был настроен наладить нормальные деловые отношения с Россией.
Читайте также: Новые факты о Катыни - возможно, фальсификация
Этот эксперт настроен, можно сказать, еще позитивно; другие боятся не только "русских" капиталов, но и танков. "Я когда-то торговал с боярами (!), теперь с олигархами. Меня беспокоят советские танки в Польше, а не капитал", — сказал газете Rzeczpospolita Роберт Гвиаздовски, вроде бы далекий от политики польский экономист, сотрудник Центра имени Адама Смита в Варшаве. Политики, впрочем, не отстают. "Мы 20 лет пытались нормализовать обстановку в Польше, повысить прозрачность, снизить уровень коррупции. Я не хочу, чтобы эти (российские) олигархи все снова разрушили", — заявил Петр Наимски, бывший заместитель министра экономики в правительстве партии "Право и справедливость" (PIS).
Так стоит ли Польше бояться "русских олигархов", за которыми, по их мнению, стоит Кремль? Конечно, нельзя сбрасывать политическую составляющую в экономической экспансии России на Запад, но ужастик в духе "холодной войны" — "вчера танки, сегодня олигархи" — несостоятелен, а в Польше он вовсе приобрел болезненный характер.
Действительно, сейчас в связи с кризисом для российских инвестиций в Европу сложилась благоприятная обстановка. Российские приобретения в Восточной Европе за последние три года приближаются к 3 млрд. долларов, что больше, чем за все предыдущие 17 лет. Но Россия инвестирует не только туда, она занимает восьмое место в рейтинге глобальных инвесторов. Это свидетельствует об устойчивом финансовом положении страны. Что же касается ее инвестиций в Польшу, то они минимальны и составили 63 миллиона долларов в 2011 году, по сравнению с 1,96 млрд. долларов поступлений от немецкого бизнеса, пишет Reuters.
Добавим, что польские прямые инвестиции в Россию в 2011 году были больше российских и составили 450 миллионов долларов. На Варшавской фондовой бирже торгуются акции нескольких украинских компаний и ни одной российской. В списке крупнейших иностранных компаний, работающих в Польше, только пять представляли Россию, между тем Германию — 389, 124 — Францию, 52- Австрию. На эту статистику у Наимски свои возражения: "Я не хочу, чтобы наш город (Варшава?) был похож Карловы Вары. В этом курортном живет больше русских, чем чехов".
Читайте также: Россия и Польша: смоленский тупик пройден
Господину Наимски невдомек, что россияне не покупают недвижимость там, где к ним относятся недружелюбно. В списке их предпочтений Польши нет. Россияне, по данным Торговой палаты Россия-Греция, предпочитают покупать недвижимость в Италии (35 процентов), Болгарии (15 процентов), США (12 процентов), Чехии (9 процентов), Испании (8 процентов), Турции (3 процента).
Польское правительство проводит негласную политику блокирования инвестиций из России, что может ей дорого обойтись, ведь искать другие источники капитала негде. Польская экономика идет на спад и больше не может рассчитывать на интерес инвесторов зоны евро. Она не выиграет от своей борьбы с важным торговым партнером. Кроме того, возникает справедливый вопрос, в том числе у российского инвестора: а стоит ли вообще считать Польшу демократической страной с открытой и свободной экономикой?
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"